САЙТ КАФЕДР АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ
И НЕОТЛОЖНОЙ ПЕДИАТРИИ
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета
>БИБЛИОТЕКА> АВТОРЕФЕРАТЫ

ГОРДЕЕВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ НЕОТЛОЖНЫЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И РЕАНИМАЦИЮ В ПЕРИОДЕ НОВОРОЖДЕННОСТИ

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора медицинских наук


1 2   < 3 >


   Нейропсихологический статус в экспертной оценке в целом (НПЭ) на 8% ниже такового (NP) в самооценке (Р<0,01). Что же касается составляющих НПЭ, то по убыванию величины t в сравнении с контролем выявлен следующий порядок:
   "Память" (Пам), "Внимание" (Вн), "Интеллект" (Инт), "Логическое мышление" » (ЛМ), "Психомоторное развитие" (ПМР), - из которых только последний параметр недостоверно отличается от нормы, т.к. остальные дают уровень статистического различия с контролем Р<0,001. При сравнении экспертной оценки нейро-психологического статуса реконвалесцентов с их самооценкой по всем показателям выявлена заметная обратная корреляция (t = -0,61), т.е. в этой сфере имеет место наименее объективная самооценка или наименьшее "видение" себя. Абсолютное совпадение самооценки и экспертной оценки (средние величины по 94%) отмечено лишь в области нейросенсорной интеграции и психомоторики.
   Таблица 9. QOL no общему психо-социальному статусу у детей контрольной и основной групп (центральная тенденция).

Показатели n Контрольная группа n Основная группа t
абс. x± m σ 100%± m σ абс. х± m σ 100%± m σ
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Интегральный покаазатель психо-социального статуса в самооценке (PSSt) 880 1,0 ±0,007 0,11 100±0,4 12- 880 73±0,8 23,6 88±0,98(4.) 29,1 11,32
1.1 Психологический статус в самооценке (PSY) 308 79 ±1,17 20,6 100±1,51 16,8 308 60± 1,65 28,93 77 ±2,07 (<n ) 36,6 8.98
1.1.1 Уравновешенность (IPSY 10KJ) 52 79 ±2,6 18,5 100 ±3,46 25 52 64.5±3 21,7 86 ±4.16 (<n) 30,2 2,59
1.1.2 Самообладание (PSY 109) 52 83 ±1.6 11,5 100 ±2,49 18 52 70±3,48 25,06 85 ±3,95 (<n) 28,5 3,21
1.1.3 Характер (PSY 110) 52 73 ±3,0 21,5 100 ±3,32 24 52 67,9 ±3,1 22.2 96 ±3,91 (n) 28,2 0,78
1. 1.4 Смысл жизни (PSY 111) 52 78 ±3,0 21,5 100 ±3,88 28 52 44,6±4,0 29,02 58 ±5,2 (44 ) 37,5 6,47
1.1.5 Вера (PC 124) 50 89 ±3,5 24,5 100 ±3,88 28 50 65±5,17 36,5 73 ±5,7 (<n ) 44 3,91
1. 1.6 Вера в излечение (PS 25) 50 100 ±5,26 38 50 47,8±5,6 39,8 65±7,2(<n) 51,2 3,92
1.2 Занятость (V/E) 156 87 ±1,6 20 100 ±1,92 24 156 72 ±1,8 22,7 83±2,1(<n) 26.3 5,96
1.2.1 Способность учиться и работать (V/E 94) 52 96 ±1,2 8,5 100 ±1,24 9 52 81 ±2,9 20,7 84 ±2,98 (n) 21.5 4,95
1.2.2 Кем быть в будущем (V/E 122) 52 81 ±4,0 28,5 100 ±4,99 36 52 59 ±3,3 23,8 73 ±4,08 (<n) 29,4 4,19
1.2.3 Хобби (V/T 123) 52 85 ±3,2 23 100 ±3,74 27 52 77±3,3 23,7 91 ±3,89 (n) 28 1,67
1.3 Коммуникативность (СОМ) 260 90±1.0 16 100±1.14 18.4 260 81,2±1,2 19.4 92±l,39(n) 22,4 4,44
1.3.1 Способность к вербальным контактам (СОМ 103) 52 92 ±2,1 15 100 ±2,21 16 52 78 ±2,79 20,1 85 ±3,03 (n) 21,8 4,0
1.3.2 Способность излагать мысли (СОМ 104) 52 85 ±2.6 19 100 ±3,32 24 52 78 ±2,89 20,9 95 ±3,74 (n) 26,9 1,0
1.3.3 Способность понимать написанное (СОМ 105) 52 87 ±2,7 19,5 100 ±3,18 23 52 86 ±2,32 16,7 101±2,81 (n) 20,3 0,24
1.3.4 Способность письменно излагать мысли (СОМ 106) 52 89 ±2,4 17 100 ±2,63 19 52 72 ±3,6 26 82 ±4,08 (<n) 29,4 3.71
1.3.5 Умение использовать технические средства общения и информации (СОМ 107) 52 96 ±1,3 9,5 100 ±1,38 10 52 91,5±1,9 13.5 96±1,93(n) 13,9 1,69
1.4 Социализация (SOC) 156 82 ±1,8 23 100 ±2,48 31 156 76,6± 1,9 23,5 100±2,49(n) 31,3 0
1.4.1 Способность к o6щению (HHK)(SOC 119) 52 84 ±2,7 19,5 100 ±3,46 25 52 73 ±3,21 23,16 93 ±3,98 (n) 28,7 1,33
1.4.2 Дружба (SOC 120) 52 92 ±2,4 17 100 ±2,63 19 52 83±3.4 24,6 95 ±4.0 (n) 28,8 1,04
1.4.3 Семья (SOC 121) 52 69 ±4,5 32,5 100 ±0,79 49 52 73,7±3.1 22,7 113±5(n) 36 1,54
2. Интегральный экспертный показатель психосоциального статуса в вербальной сфере (CKB=SQv ) 265 1,31 ±0,01 0,17 100 ±0,79 13 347 1,1 ±0,02 0,39 77± 1,49 (↓ ↓ ) 27,7 13,61
2.1 Психологическая самостоятельность (SD=ПC) 58 1,23 ±0,02 0,14 100±1,5 11 71 1 ±0,05 0,4 81±3,7(↓ ↓) 31,5 4,76
2.2 Занятость (0=3) 72 1,47 ±0,03 0,25 100±1,9 17 92 1,24±0,05 0.44 81± 2,97 (↓) 28,5 5,38
2.3 Коммуникативность (С=К) 72 1.25 ±0,02 0.14 100±1,3 11 92 1,02 ±0,04 0,37 80 ±2,7 (↓ ↓) 26 6,67
2.4 Социализация (S=C) 72 1 7±0.07 0 14 100±0,11 92 1.09±0.04 0.35 79±2.58(↓ ↓)24.7 7,27


   В этой же рубрике с отражением в таблице 9 даётся интегральный экспертный показатель, названный нами "Нейроантропологическим статусом" (НАС), который может иметь непосредственное отношение к нейропсихологическому, т.к. заметно коррелирует с ним (г=0,51), но это требует дальнейшего углублённого изучения. По результатам настоящего исследования можно лишь сказать, что в экспериментальной группе НАС на 11% оказался "Ниже средней" величины контроля с очень высокой статистической достоверностью отличия (Р<0,001). Два параметра, составляющих его: "Объём мозгового черепа" (ОМЧ) и "Показатель лобно-затылочной ассиметрии" (ЛЗА), - отличаются исключительной однородностью как п6 величине, так и по высокому статистическому отличию от нормы (90% и 88% при t==6,62 и 6,94 соответственно: Р<0,001).
   Экспертная оценка нейропсихологического и нейроантропологического статуса не выявила нормы ни по одному показателю: "Ниже нормы" оказались НПС. ЛМ, Инт, ПМР, НАС, ОМЧ и ЛЗА; "Низкими" - Вн и Пам.
   Обсуждая центральную тенденцию в изменении качества жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации, мы должны попытаться прогнозировать, что повлечёт за собой отставание не только в каждой сфере QOL, но и по отдельным их параграфам.
   Одной из существенных интегральных сфер QOL является "Я-концепция" в самооценке, с которой мы ассоциировали коэффициент социальной компетенции по Доллу в экспертной оценке.
   Под "Я" понимается система взглядов, установок и мотивов, составляющая основу личности и определяющая её неповторимость ("самость"), и именно она определяет реинтеграцию в общество в процессе реабилитации. Причём "Я-концепция" условно может быть разделена на ИДЕАЛЬНУЮ (например, при завышенной самооценке) и РЕАЛЬНУЮ (адекватная самооценка и экспертная оценка).
   Наши исследования показали снижение у реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации самооценки идеальной, но в большей степени - реальной экспертной оценки в сравнении с общей популяцией, что специалистами прогнозируется следующим образом.
      1. Снижение самоуважения и, часто как следствие - социальная деградация, агрессивность, преступность.
      2. Конформистские реакции в трудных ситуациях с лёгкой поддатливостью дурным влияниям, чем усугубляется пункт 1.
      3. Глубокое изменение восприятия, в частности, трудное осознование своих хороших поступков, т.к. не считают себя способными к ним (Х.Ремшмидт, 1994).
   Это подтвердилось, в частности, исследованием 113 подростков в возрасте 14-17 лет - воспитанников Ленинградского клуба-лагеря "Прометей", специализированного по работе с детьми, склонными к асоциальному поведению, которое мы провели параллельно основному эксперименту. Изучение анамнеза делинквентов показало у 77 из них (68%) высокую заболеваемость на протяжении всего детства, включая период новорожденности (Гордеев В.И. и соавт., 1995).
   Однако в основной группе исследованных реконвалесцентов достоверных сведений о делинквентном поведении мы не получили, что может быть объяснено особенностями семей и воспитания в них.
   В экспериментальной группе по сравнению с контролем оказалось вдвое больше семей, практикующих воспитание по типу гиперпротекции с доминированием требований, запретов и санкций, при одинаковой воспитательной неуверенности и почти в 6 раз большей фобии утраты. Возможно, именно этот воспитательский подход профилактирует упомянутый выше грозный прогноз Х.Ремшмидта и других исследователей в отношении низкого уровня "Я-концепции", наряду с тем, что лишь единичные семьи из экспериментальной группы можно было бы отнести к не вполне благополучным.
   Тем не менее, в экспериментальной группе выявлено существенное отставание по таким составляющим "Я-концепции", как "Школьный интеллектуальный статус", "Внешность" и "Популярность" - факторы весьма существенные в периоде ВЗРОСЛЕНИЯ.
   На чём же может основываться заниженная общая самооценка и особенно экспертная оценка у реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации?
   Первая причина - неудовлетворительное соматическое состояние в отношении здоровья и физического развития. Главные медицинские проблемы: ММД с электро- и эхоэнцефалографическими признаками органических дефектов ЦНС, нарушение пищеварения, дефекты контроля дефекации, мочеиспускания, частая заболеваемость, а в итоге - низкая оценка здоровья детей родителями. В связи с этим, видимо, находятся и проблемы физического развития по всем параметрам, включая силу, телосложение, выносливость, половое развитие и нейроантрополо-гический статус - факторы, которые высоко ценятся даже в обществе детей, не говоря уже о периоде ВЗРОСЛЕНИЯ.
   Вторая причина - дефицит внимания, памяти, интеллекта, логического мышления, психомоторики и нейросенсорной интеграции, что представляет собой нейропсихологический базис неблагополучного функционирования и в соматической, и в психо-социальной сферах. Важным обстоятельством является и то, что невербальный компонент социального коэфициента (SQnv) превысил вербальный (SQv) в среднем на 10 пунктов и, если это аналогизировать с исследованием интеллекта по Векслеру, то, согласно данным Clements и Peters (1962), дети с преобладанием невербального IQ над вербальным в пределах от 10 до 30 пунктов испытывают трудности в вербальном самовыражении и неизменно страдают дизлексией.
   В нашем наблюдении 'реконвалесценты «неонатальной хирургии и реанимации имели дефицит школьного интеллекта, главным образом, в связи с отставанием в общем интеллектуальном развитии и умении выражать свои мысли, но также в связи неспособностью длительно концентрировать внимание, недостаточными аккуратностью, прилежанием, физическим и эмоциональным самоконтролем на фоне дефицита внимания, памяти, мышления и нейросенсорной интеграции.
   Возникает вопрос: является ли это результатом хирургического и реанимационного стресса в периоде новорожден ности или обусловленно другими причинами?
   Ответить на этот вопрос однозначно невозможно и вряд ли это необходимо, т.к. возрастная динамика свидетельствует об улучшении показателей в процессе взросления, т.е. о возможности эффективной самореабилитацим, которой надо помочь целенаправленной реабилитацией с помощью специалистов и на как можно более ранних этапах, начиная с острого периода. Об этом будет идти речь при обсуждении возрастных и прочих аспектов. Кроме того, в группе детей с пороками развития несомненной является возможность сопутствующих аномалий головного мозга, чему посвящено достаточное количество работ (Haders-Algra M., et а1., 1986; LindahlE. et al., 1986; Blondis ТА., et al., 1993 и др.), а это может являться ведущей причиной отклонений. Нельзя отрицать и наследственную генетическую обусловленность этих отклонений, т.к. проведённое нами параллельное исследование родителей детей из экспериментальной и контрольной групп на внимание, память и мышление выявило достоверный нейропсихологический дефицит у родителей экспериментальной группы в сравнении с контролем по тесту Равена (14% - Р<0,05), который мы рассматривали, как критерий логического мышления, существенно не зависящий от уровня образованности и культуры.
   Третья причина - психо-социальная, которая, скорее всего, обусловлена соматическими и нейропсихологическими факторами во взаимосвязи. Основные проблемы - это неуравновешенность, невидение смысла жизни, неспособность учиться и работать наравне со всеми, некоммуникативность, несоциабельносгь, отсутствие Веры и надежды на излечение и реинтеграцию в общество.
   И, наконец, как возможный результат всех трёх - низкая повседневная жизненная активность, начиная с дефектов общего самообслуживания и ухода, до про» блем локомоции: выход из дома на длительный срок, пользование общественным транспортом и т.п., что в известной мере обусловлено и такими причинами, как нарушение контроля дефекации и мочеиспускания в связи либо с локальными или центрогенными причинами, либо с сочетанием этих причин.
   Среди реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации более низкие показатели самооценки и экспертной оценки отмечены в группе "хирургической" реанимации в сравнении с "соматической" как по разнице средних величин (ИПС -10%, ИПЭ - 16%), так и по статистической достоверности различия (Р<0,001). Следовательно, реконвалесценты неонатальной хирургии и хирургической реанимации более ранимы в плане QOL.
   Аналогичным образом исследована характеристика качества жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в зависимости от возраста, что позволило сделать следующее заключение:
      1. Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации имеет возрастные особенности как по методике исследования, так и по возрастной динамике.
      2. У детей до 10-летнего возраста возможна только экспертная оценка QOL, т.к. "Я-концепция" начинает реализовываться именно в этом возрасте.
      3. В возрасте до 5 лет включительно достоверно более низкие показатели, чем в других сравниваемых возрастных категориях, имеют место у детей самого ран него возраста-первых 12-16 недель жизни (DQ- 84% к норме: "Очень низкий"что илюстрируется таблицей 10. В динамике показатель нарастает: в 1 год - 90% (**Низкий"), в 2 года - 93% ("Ниже нормы"), но в 3 и 5 лет он вновь снижается до "Низкой" и "Очень низкой" величины соответственно. Таким же "Низким" в возрасте 3 и 5 лет (на 19% и 21% ниже средней нормы соответственно) является интегральный показатель экспертной оценки QOL (ИПЭ). применяемый в качестве такового и в остальных более старших возрастных градациях. Низкая величина ИПЭ обусловлена снижением всех составляющих (особенно СКНВ - 80-77%: "Очень низкий") за исключением НПС (91-93% - "Норма").
   Таблица 10. Экспертная оценка QOL детей первых двух лет жизни на основании нейропсихосоциального тестирования по Гезеллу.

DQ и его ко мп он ен ты Контрольная группа n=32 Основная группа t
12 – 16 нед. п=28 1 год п=22 2 года п=12
абс. x±m σ 100%±m σ абс. x±m σ %кп x±m σ абс. x±m σ 100%±m σ % к n x±m σ %кп х±т σ 1-K 2-К 3-К
DQ 0,99± 0,017 0,1 100 ± 1,8 10.1 0,83± 0,013 0,07 84 ±1,3 7,1(↓ ↓) 0.89 ± 0,03 0,14 90± 3,0 14,2(↓) 0,92 ±0.018 0,06 93 ±1,8 6,1(<n) 7.21 2.86 2,75
1 1,0 ±0,012 0,07 100±l,2 7,0 0,87 ±0,007 0,04 87 ±0,8 4,0 (↓ ↓) 0,86 ±0,038 0.18 88 ±3,8 l8,0(↓ ↓) 0,93± 0,024 0,08 93 ±2,4 8,0 (<n) 9.03 3,3 2,61
2 1,0 ±0,016 0,09 100 ±1,6 9.0 0,9± 0,003 0.01 90 ±0,2 1,0 (↓) 0,98 ±0.023 0,11 98 ±2.3 ll.0(n) 1,03± 0,019 0,07 103± 1,9 7.0 (n) 6,21 0,71 1,21
3 1,0 ± 0018 0,1 100 ± 1.8 10,0 0,71 ±0,053 0,28 71 ±5,3 28,0 (↓ ↓) 0,93± 0,03 0,14 93 ±3,0 14,0(<n) 0,94 ±0,027 0,09 94 ±2,7 9,0 (<n) 5,18 2.0 1,85
4 0,94 ± 0,019 0,11 100 ± 2,1 11,7 0,85 ± 0,01 0,05 90 ±1,0 5,3 (<n) 0,85 ±0.037 0.17 90 ±3,8 18,0(<n) 0,79± 0,013 0,04 84±1,2 4,3(↓) 4,29 2,3 6,61
5 0,97± 0,015 0,08 100 ±1.5 8.2 0,84 ±0,008 0,04 87± 0,8 4,1(↓ ↓) 0,86± 0,027 0.13 89 ±2,9 13.4 (↓) 0,9 ±0,025 0,09 93 ±2,7 9.3 (<n) 7,65 3,37 2,27


      4. В возрасте 7 лет экспертные показатели QOL ухудшаются: ИПЭ - 79% ("Низкий") за счёт ОФР (90% - "Низкая") и НПС (73% - "Низкий"), - а затем прогрессивно нарастают в 10 и 12 лет до максимума в 14, так и не достигая нормы (86% - "Ниже нормы"), но с достоверным различием между собой.
      5. По мере взросления от 10 до 14 лет показатели самооценки и экспертной оценки QOL, в основном, нормализуются, оставаясь стабильно "Низкими" по экспертной оценке в сферах психо-социальной компетенции, здоровья и физического развития в 10 лет. а также здоровья и физического развития - в 12 и 14 лет.
      6. Критическими возрастными периодами по показателям QOL у реконвалес-центов неонатальной хирургии и реанимации являются ранний, дошкольный и младший школьный возраст до 10 лет включительно.
   Динамика интегрального экспертного показателя качества жизни у детей раннего возраста, коим мы избрали DQ Гезелла (коэффициент развития), такова, что от очень низкой величины в возрасте 12 недель (83% от средней нормы) к I году он нарастает до 90%, а в 2, 3, 5 лет стабилизируется в пределах 93-94%. Анализируя профиль показателя, отчётливо видно, что низкая его величина в 12-нсдельном возрасте обусловлена, главным образом, дефицитом тонкой моторики (72% к норме) при достаточно низком уровне адаптивного поведения и социализации (в пределах 87% от нормы). Следует заметить, что субтест "Адаптивное поведение" тоже моторный, но из области целенаправленной или прикладной моторики. Таким образом, ретардация в общем развитии у детей 12-недельного возраста в основном моторная. У исследованного нами контингента 12-ти недель жизни моторная ретардация была обусловлена преимущественно задержкой формирования нормотонии, в связи с чем особенно страдала тонкая моторика. и дети по своему развитию соответствовали 8-9-недельным.
   В возрасте одного и особенно двух лет у реконвалесцентов наблюдалось относительное выравнивание и стабилизация моторных навыков, включая позу, движения головы и глаз, манипуляции и локомоцию, в среднем на уровне 93% от нормы, а основные дефицита касаются социализации с отставанием в развитии речи на втором году жизни. Однако в 3 и 5 лет вновь отмечался дефицит тонкой моторики при стабильности или даже положительной динамике по другим компонентам DQ. Это, по-видимому, может быть объяснено недостаточным становлением обратной зрительной афферентации у детей 3 лет, что влечёт за собой незавершённый переход к предварительной, а, следовательно, запаздывание включения в регуляцию произвольного движения проприоцептивной информации, что, в свою очередь, приводит к торможению моторного развития по всем его компонентам и к нарушению тесно связанного с ним взаимодействия между зрительной и кинестетической, а также зрительной и тактильной сенсорными системами у реконвалесцентов 5-летнего возраста.
   Так как педиатры, детские хирурги и невропатологи поликлиник, к которым в первую очередь попадают реконвалесценты неонатальной хирургии и реанимации, не производят оценку развития на уровне, позволяющем выявить субклинические формы нарушения психомоторики, эти дети посещают детские дошкольные учреждения без соответствующей ориентации персонала, и к ним предъявляются требования наравне со здоровыми. Часто такие же относительно завышенные требования возникают и со стороны родителей, которые также не подозревают о проблемах у ребёнка, что в конечном счёте ведёт к невротизации и психопатизации из-за воспитания в атмосфере доминирующей гиперпротекции или повышенной моральной ответственности. Следовательно, корни школьной дезадаптации надо искать задолго до того, как ребёнок придёт в школу, т.к. установленные нами психомоторные и нейросенсорные дефициты являются существенным тормозом в формировании школьной зрелости, которая по нашим данным высоко коррелирует с психомоторной ретардацией. К моменту поступления в школу у реконвалесцентов сохраняется как моторная дезадаптация, так и нарушение нейросенсорного взаимодействия, т.е. имеются предпосылки к плохой успеваемости. Отклонения в тонкой моторике и нарушение зрительно-кинестетического взаимодействия затрудняют усвоение письма, а нарушение интеграции между прочими сенсорными системами, осбенно между зрительной и слуховой, могут способствовать низкому усвоению и других школьных задач, что подтверждено нашим исследованием.
   Стойкое снижение динамической координации рук, т.е. тонкой моторики. выявленное нами у реконвалесцентов 5 и 7 лет также требует особого внимания. По данным Кольцовой М.М. (1973), прослеживается чёткая взаимосвязь между тренировкой пальцев рук и работоспособностью головного мозга. Повышение функционального состояния коры при систематической тренировке тонких движений пальцев отмечалось у 100% исследованных и, что более интересно, выявлено чрезвычайно сильное влияние проприоцептивных импульсов с пальцев рук на развитие моторной речи у ребёнка. Иными словами, имеется связь между близлежащими участками мозга (руки и речевой зоны), что не может не отразиться на активной речи ребёнка.
   Связь между снижением тонкой моторики и нарушением речи наблюдается и в нашем исследовании, причём дефицит тонкой моторики в возрасте до 1 года (72% от нормы), несмотря на положительную динамику к 1-2 годам (93%), тем не менее, сопровождается дефицитом в развитии речи особенно выраженным у двухлетних реконвалесцентов (84% от нормы), т.е. в возрасте, в котором в норме завершается начальый этап морфофункционального развития головного мозга. Затем наблюдается некоторый парадокс по отношению к упомянутой связи тонкой моторики с развитием речи: в 3-5 лет - вновь отрицательная динамика по тонкой моторике (89% и 83% от нормы соответственно), наряду с положительными тенденциями в развитии речи (92% и 95%), которые прямо коррелируют с позитивной динамикой по субтесту "Социализация" (96% и 98%) и. вероятнее всего, связаны с ней, т.е. с интенсификацией общения, что свойственно этому возрасту и представляет собой одну из сторон феномена самореабилитации.
   Результаты нашего исследования позволяют предположить, что у реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации к возрасту 10 лет регуляция точного движения осуществляется по механизму центральных команд, о чём свидетельствуют показатели моторного развития, не отличающиеся от таковых в контроле. Следует также обратить внимание на то, что найденное нами выравнивание к 10 годам хотя и устойчиво, но фиксируется на нижней границе нормы.
   Может сложиться ошибочное впечатление, что, если психомоторное развитие » реконвалесцентов выравнивается к пубертатному возрасту, то предшествующее отставание нивелируется этим и сама проблема автоматически теряет актуальность. Однако, факт выравнивания свидетельствует только о том, что отставание в психомоторике, которое возможно было обусловлено морфофункциональными нарушениями в ЦНС, благодаря репаративным и компенсаторным процессам исчезает к 10-12 годам, но не отвечает на вопрос сколь бесследно пройдёт для развития ребёнка в целом предыдущее отставание.
   Как было показано выше, психомоторная ретардация реконвалесцентов обусловливает их школьную дезадаптацию. Не усвоив программу начальной школы на должном уровне, ему трудно справиться с продвинутыми задачами дальнейшего обучения, т.е. он является потенциально неуспевающим учеником, что накладывает отпечаток на личность, на его "Я" и может приобрести патологический характер, разрушая структуру личности, возвращая нас к проблеме ущербной "Я-концепции". Именно в связи с этим у подавляющего большинства реконвалесцентов диагносцированы различные невротические синдромы.
   Наиболее интересной находкой в нашем исследовании возрастной динамики IQ по Бине явились два "пика" и "ущелье", которые не имеют аналогии в группе контроля и заключаются в относительно высоких показателях IQ у 7- и 14-летних реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации (97% и 95% соответственно) и достоверно низких у них же в 10-12-летнем возрасте (86%). Объяснение этим находкам может быть лишь очень условным: 7 лет - мощный стимул, которым является первая встреча со школой, новые впечатления, информация, экспектации. Крах притязаний реконвалесцентов на равное положение в общей популяции сверстников в последующем проявляется интеллектуальным "ущельем" в 10-12 лет, т.е. в кризисном предпубертатном периоде. Кстати, этот момент коррелирует с, так называемым, возрастным "физиологическим ущельем", которое описано П.П.Балевским в 1963 году по отношению к подросткам 12-16 лет, и, может быть, в связи с акселерацией этот кризис в 90-х годах сместился на 10-12-летний возраст, что наверное имеет смысл вновь исследовать и переоценить физиологам. Следующий "пик" в 14 лет, видимо,'обусловлен новым мощным стимулом - бурным половым развитием с новыми экспектациями и, вероятно, последующим разочарованием и новыми "ущельями", что ещё предстоит изучить. Наверняка, дефицит интеллекта у реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации является результатом не только возрастных, но и прочих влияний, начиная, может быть, с генетических проблем (низкие показатели теста Равена у родителей детей экспериментальной группы в сравнении с контролем) и, продолжая дефицитом внимания и памяти, максимум которого выпадает также на 10-12-летний возраст при нормальных показателях у родителей, что даёт надежды на успешную реабилитационную коррекцию.
   Во всех возрастных периодах выявлено снижение школьного интеллекта: от 83% к норме в 7 лет до 57% в 14. По отношению к 7- и 14-летним это несколько расходится с данными по общему интеллекту, где те же реконвалесценты достигли средней нормы ("пики"), что лишь подтверждает право на существование раздела "специальный" (по Gardner. 1985), в данном случае "школьный" интеллект. Таким образом, реконвалесценты неонатальной хирургии и реанимации имеют дефицит школьного интеллекта особенно выраженный у 14-летних подростков, главным образом, в связи с отставанием в общем интеллектуальном развитии, умении выражать свои мысли, способности длительно концентрировать внимание, а также в связи с недостаточной аккуратностью, прилежанием, физическим и эмоциональным самоконтролем и всё это на фоне инструментально выявленного дефицита внимания, памяти и мышления. Этот нейропсихологический и патохарактерологический портрет может быть использован врачами и педагогами, как инструмент понимания проблем оперированного и/или реанимированного в периоде новорожденности ребёнка для целенаправленной коррекции и реабилитации.
   Социальная компетенция может быть определена, как функциональная способность человека обеспечивать себе личную независимость и социальную ответственность, т.е. это область наиболее близкая к понятию КАЧЕСТВО ЖИЗНИ в целом и к комплексному диалектическому понятию ИНТЕЛЛЕКТ по Gardner и Stemberg (цит. по Reitan R.M. et aL, 1992).
   Статистически значимых возрастных отличий по параметрическим критериям не получено, но по центральной тенденции средних величин наименьшая социальная компетенция проявилась у реконвалесцентов 3 лет (75% к норме), наибольшая - в 7 и 12 лет (95%) с "ущельем" в 10 лет (84%), что несколько напоминает динамику IQ по Бине у тех же детей и с тем же объяснением. Кроме того, есть основание считать, что реконвалесценты неонатальной хирургии и реанимации имеют сниженную социальную адаптацию, а, следовательно, социальный интеллект, что особенно проявляется в 3, 5, 10 и 14-летнем возрасте, которые можно рассматривать как критические возрастные периоды, требующие наибольшей реабилитационной активности.
   Зависимость исхода в отдалённом катамнезе от тяжести состояния в остром периоде коментируется неоднозначно. Большинство авторов находит такую зависимость. В частности, D.H.Fiser (1992) пишет, что исход не может интерпретироваться безотносительно к риску. Смешанная патология, которая приводит ребёнка на реанимационную койку, не может быть использована для прогноза иначе как по суммарной тяжести состояния. К дополнительным факторам, которые зачастую влияют на исход и должны быть по возможности учтены, относят демографические, социальные, финансовые обстоятельства, а также риск сопутствующих заболеваний и осложнений.
   Тяжесть заболевания может быть выражена либо его стадией, либо баллами по физиологическим шкалам типа PRISM (Pollack M.M., et al., 1988), либо с помощью инструментов, учитывающих корреляцию между тяжестью состояния, лечебными мероприятиями и исходом, одну из которых, в частности, использовали мы, что упоминается выше.
   Причины, по которым резонно прогнозировать дальнейшую жизнь пациента, заключаются не только в возможности ранней диагностики и реабилитации, но и в рациональном распределении ресурсов здравоохранения, что особенно актуально для нашей страны, вступившей на путь рыночной экономики. В этом отношении очень важно уделить внимание церебральной реабилитации, которая достаточно дорогостоящая процедура не только по сути, но и по длительности программ, ибо головной мозг - это орган, наиболее поражаемый при критических заболеваниях и травмах, трудно подающийся терапии и с медленным восстановлением. Именно церебральным поражением в наибольшей степени обусловлена психосоциальная ретардация реконвалесцентов после критических состояний, к которым, в том числе, относится исследованный нами контингент, что подтверждено электрофизиологическими методами. Анализ 87 электроэнцефалограмм исследованных нами реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в возрасте от 3 до 14 лет показал, что у них в 52% случаев имеют место общие нарушения биоэлектрической активности головного мозга, в 18% - тенденция к пароксизмальности, в 11% - органический тип кривой, в 6% - судорожная готовность, в 1% - эпи-комплексы при гипервентиляции (В.Е.Ироносов и соавт., 1995). Таким образом, с достаточным основанием можно предположить, что проблемы у этих детей обусловлены не только функциональной церебральной недостаточностью, но и органической, что находится в прямой зависмости от тяжести состояния в периоде новорожденности, но проявляется, главным образом, в экспертной оценке, т.к. самооценка у "критических" явно завышена, что может быть результатом нейропсихологических дефицитов с "невидением" себя. Иллюстрацией сказанному может служить то, что суммарный интегральный показатель самооценки у "критических" находится в пределах "Нормы" (91%), наряду с тем, что экспертный "Очень низкий" (67%), т.е. расхождение на 3 порядка - очень большое, в то время как аналогичные параметры у "некритических" составляют соответственно 89% ("Ниже нормы") и 80% ("Низкий") с расхождением только на 1 порядок и разницей всего лишь в 9%, что находится в пределах "нормальной" ошибки субъективитета. Особенно большие расхождения между самооценкой и экспертной оценкой у "критических" наблюдаются по "Я-концепции", состоянию здоровья, повседневной жизненной активности, психосоциальному статусу. Внутри этих сфер выраженное отставание по экспертной оценке от "некритических" имело место по школьному интеллектуальному статусу, физическому и половому развитию; проблемам, связанным с дефекацией, мочеиспусканием» общим самообслуживанием. способности к вербальным контактам, занятости, коммуникативности, социализации, общему нейропсихологическому и нейроантропологическому статусу.
   Если ориентироваться на то, что QOL прежде всего определяется субъективите-том (самооценкой), то завышенную самооценку у "критических", превышающую по многим параграфам таковую у "некритических", следует приветствовать, как форму психологической защиты, и всячески поддерживать. Однако, имея в виду низкие экспертные показатели, нужно помогать этим детям приблизиться к идеальной оценке, которую они себе дают, во избежание горьких разочарований в процессе дальнейшего взросления.
   Последним положением, требующим обсуждения, является зависимость QOL реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации от заболеваний, послуживших причиной их неотложных состояний в остром периоде.
   Для первичного "грубого" анализа весь материал был разделён на две обобщающие нозологические категории: реконвалесцентов "соматической" реанимации с неотложными преимущественно терапевтическими заболеваниями, требующими консервативного лечения, и реконвалесцентов "хирургической" реанимации, перенесших до-, интра и послеоперационную интенсивную терапию, и оперированных по поводу несовместимых с жизнью пороков развития, главным образом, желудочно-кишечного тракта.
   При сравнении этих двух групп определилось чёткое отставание по большинству параметров самооценки и экспертной оценки детей из группы "хирургических" реконвалесцентов по сферам и параграфам, касающимся здоровья, социальной компетенции, психосоциального статуса, физического и полового развития, повседневной жизненной активности, нейропсихологическим тестам. Особенно уязвимыми оказались дети из этой группы в сравнении с "соматическими" по таким параграфам и показателям, как "Самочувствие" (MED 82), "Проблемы пищеварения" (NUT 97), "Проблемы дефекации" (NSG 83), "Оценка здоровья родителями" (ОЗР), "Кистевая динамометрия" (КДМ), "Физическая выносливость" (ФВ), "Половое развитие" (ПВ), "Рост" (Р), "Процент жира в организме" (%Ж), "Проблемы самообслуживания и ухода" (NSG. OCO), "Пробемы физической мобильности" (MOB, Л), "Самообслуживание в питании** (СП), "Самообслуживание в одевании" (СО), "Уравновешенность" (PSY 108), "Способность учиться и работать" (V/E 94), "Коммуникативность" (СОМ, К), "Психологическая самостоятельность" (ПС), "Занятость" (3). "Внимание" (NP 112), "Долгосрочная память" (NP 114). "Аудио-визуальная и тактильно-кинестетическая нейросенсорная интеграция" (NP 117).
   Объяснить эту разницу в исходах между "соматическими" и "хирургическими" реконвалесцентами можно лишь с позиций риска, учитывая тяжесть состояния в остром периоде и в процессе реконвалесценции, которая у "хирургических" не прекращается до конца жизни, в связи с тем, что абсолютного выздоровления у большинства из них не происходит, даже если нет сопутствующих пороков развития, что также встречается достаточно редко или просто не диагносцируется.
   Если сравнить эти две группы по удельному весу "критических" больных в остром периоде, то существенной разницы между ними нет: у "хирургических" этот контингент составляет 22%, а у "соматических" - 20%. Однако, сравнение отдалённых результатов по суммарным интегральным показателям экспертной оценки показало идентичность между "хирургическими" и "критическими" пациентами с одной стороны (t=l,34; P>0,05) и значительную разницу между "хирургическими" и "некритическими" с другой (t==ll,0; P<0,001). Аналогичное сравнение "соматических" и "критических" дало значительное различие между ними (t=12,5; P<0,001) при вдвое меньшей разнице с "некритическими" (t=5,0), что позволяет предположить значительно более благоприятное течение реконвалесценции у пациентов соматической реанимации в сравнении с хирургическими.
   Помимо того, что хирургические реконвалесценты, оперированные по поводу врождённых пороков развития, главным образом, желудочно-кишечного тракта, имеют основания для аномального развития ЦНС в процессе эмбриогенеза(развитие из одного листка), они переживают до-, интра- и послеоперационный стресс, связанный со всеми видами агрессии, чего нет у "соматических".
   Если реконвалесцентов соматической реанимации объединяет, главным образом, перинатальное гипоксически-ишемическое поражение, что можно было бы объединить под общим названием "перинатальной энцефалопатии" (ПЭП), не выделяя особо такой диагноз и такую подгруппу в ряду прочих (наряду с РЧСТ, ДН, ВУИ), то у реконвалесцентов хирургической реанимации поражение более комплексное. В этой группе также имеют место гипоксия с ишемией, экзо- и эндоин-токсикация, инфекция, но особую роль приобретает нарушение функции пищеварительного аппарата на основе соответствующих пороков развития: атрезия пищевода, пилоростеноз и врождённая кишечная непрходимость, куда относятся атрезия кишечника, мальротация, болезнь Гиршпрунга, неперфорированный анус (согласно классификации, приводимой H.M.Reyes, D.Vidyasagar (1989). Кроме того, такие аномалии мышечной стенки, как диафрагмальная грыжа, гастро-шизис и омфалоцеле также ведут к нарушению функции пищеварительного аппарата из-за вовлечения его в процесс и недоразвития брюшной полости.
   В статье "Взаимосвязь психиатрических и желудочно-кишечных заболеваний" A.Fullwood и D.A.Drossman (1995) пишут: "Больший риск психиатрической ко-морбидности, наряду с большим нарушением психосоциальной адаптации, наблюдается при функциональных кишечных расстройствах у соответствующей группы пациентов по сравнению с общей популяцией. С другой стороны, некоторые исследования показывают более высокую частоту функциональных кишечных нарушений у пациентов с психиатрическими диагнозами". Далее делается вывод о существенном влиянии этой взаимосвязи на клинические проявления болезней и исход. В работе анализируется гипотеза о функциональных расстройствах ЖКТ по причине нарушения церебро-интестинальной нервной регуляции по системе постоянно действующей обратной связи, причём как психиатрические больные, так и пациенты с желудочно-кишечными заболеваниями имеют сниженный порог чувствительности этой системы к различным стимулам, что выражается кишечной гипермотильностью и изменениями ЭЭГ. В итоге снижается психосоциальная адаптация и качество жизни тех и других, причём пациенты с нарушением функции пищеварительного аппарата в 94% случаев приобретают психиатрическую патологию с доминированием разного рода депрессивных состояний и фобий. Как показывают те же авторы, предрасполагающие факторы возникают в раннем возрасте, нарастая в процессе взросления.
   У исследованного нами контингента, особенно с аномалиями в аноректальной зоне, несомненным является сочетание органических и функциональных причин, которые с одной стороны создают трудности с лечением и последующей реабилитацией, но с другой делают реабилитацию возможной психотерапевтическими и рефлексотерапевтическими методами (А.И.Нахимовский. 1983; И.А. Комиссаров. 1996).

   ВЫВОДЫ:
      1. Нет сомнений в перспективности неотложной перинатальной медицины не только в плане ВИТАЛИЗМА, т.е. простого жизнеспасения, или даже ОБЪЕКТИВИЗМА - степени излечения, но и в главном для современного общества критерии успешности лечебно-реабилитационного пособия - в КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ выживших, которое является вполне удовлетворительным для жизненного функционирования реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации даже при отсутствии их систематизированной реабилитации.
      2. Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации ниже такового в общей популяции детей и подростков аналогичного возраста как на основании самооценки (в среднем на 11% с характеристикой суммарного интегрального показателя QOL: "Ниже нормы"), так и экспертной оценки (в среднем на 24% с характеристикой суммарного интегрального показателя QOL: "Низкий") при средней разнице между самооценкой и экспертной оценкой 13%.
      3. Самооценка по модифицированной нами шкале Пирс-Харрис у детей предподросткового и подросткового возраста является адекватным инструментом измерения QOL.
      4. Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации отстаёт от QOL детей из общей популяции по всем интегральным составляющим самооценки и, особенно, экспертной оценки: по "Я-концепции", социальной компетенции, медицинским проблемам, физическому развитию, повседневной жизненной активности, психосоциальному и нейропсихологическому статусу.
      5. Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации имеет возрастные особенности как по методике исследования, так и по возрастной динамике: у детей в возрасте до 10 лет возможна только экспертная оценка QOL; в возрасте до 5 лет включительно наиболее низкие показатели QOL имеют место у реконвалесцентов первых 12-16 недель жизни, возрастая к двухлетнему s возрасту до уровня близкого к норме и вновь снижаясь к 3 и 5 годам; в возрасте 7 лет экспертная оценка QOL остаётся низкой с прогрессивным нарастанием в 10 и 12 лет до максимума в 14, но так и не достигая нормы.
      6. Критическими возрастными периодами по динамике QOL у реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации следует считать ранний (особенно 1 и 3-й годы жизни), дошкольный и младший школьный возраст до 10 лет включительно.
      7. Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации находится в определённой зависимости от пола: девочкам свойственна более объективная самооценка, которая мало отличается от экспертной; у мальчиков при одинаковой с девочками экспертной оценке самооценка превышает последнюю почти в 5 раз. Таким образом, реконвалесценты женского пола более ранимы в плане QOL.
      8. Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и ренимации зависит от тяжести состояния или от реанимационного и хирургического риска в периоде новорожденности. что проявилось в экспертной оценке, составив у реконвалесцентов, находившихся в критическом состоянии "Очень низкую" величину (в среднем на 33% ниже нормы).
      9. Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации зависит от заболеваний, послуживших причиной госпитализации в реанимацию, радикальности связанного с ними лечения и реабилитации. Наиболее низкие показатели самооценки и экспертной оценки QOL отмечены в группе реконвалесцентов хирургической реанимации, оперированных по поводу больших врождённых пороков развития (в среднем на 31% ниже нормы). Самыми ранимыми в плане QOL оказались пациенты с врождённой кишечной непроходимостью, в том числе с анамалиями в аноректальной зоне, а также дети, оперированные по поводу пороков развития передней брюшной стенки и диафрагмы. Основными проблемами, снижающими их качество жизни, оказались низкий уровень здоровья и физического развития с приоритетом нарушения функции пищеварения, контроля дефекации и мочеиспускания, а также патологический психоневрологический статус на уровне пограничных, преимущественно астенических состояний.
      10. Пациенты неонатальной соматической реанимации в сравнении с хирургическими показали более благоприятное течение реконвалесценции в отдалённом периоде как по самооценке, так и по экспертной оценке QOL, хотя последняя по всем интегральным показателям оказалась "Ниже нормы" по отношению к детям того же возраста из общей популяции в среднем на 15%. Это отставание происходит, главным образом, за счёт параметров здоровья, физического развития и нейропсихологического статуса, что, по всей вероятности, является следствием пе-ринатальной энцефалопатии смешанного генеза и клинически проявляется в форме ММД.
      11. Реконвалесценты неонатальной хирургии и реанимации имеют нарушения медико-физикальных, психосоциальных и нейропсихологических параметров, снижающих качество их жизни. Успешная реабилитация возможна при условии ранней и непрерывной коррекции с учётом возраста, половых, типологических и нозологических особенностей, часть из которых изложена в работе. Полученные данные могут служить одной из предпосылок к ее созданию для повышения эффективности неотложной перинатальной медицины.

   ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
      1. Органы управления здравоохранением должны обратить особое внимание на развитие перинатальной неотложной медицины, как на ещё не вполне использованный резерв не только снижения детской смертности, но и сохранения для семьи и общества вполне социально компетентных членов, в том числе из рекон-валесцентов неонатальной хирургии и реанимации.
      2. Для дальнейшего повышения эффективности неотложной перинатальной медицины дети, перенесшие большие хирургические операции и реанимацию в периоде новорожденности, нуждаются в постоянном диспансерном наблюдении врачей-специалистов (как минимум, педиатров, детских хирургов, невропатологов, психотерапевтов), а также психологов, педагогов, реабилитологов и социальных работников.
      3. Контроль качества жизни (QOL) у детей должен проводится комплексно во всех возрастных группах посредством экспертной оценки медико-соматического статуса, социальной компетенции во всех сферах жизнедеятельности, психологических и нейропсихологических параметров с добавлением тестов самооценки, начиная с 10-летнего возраста.
      4. Информативными и простыми для освоения методами оценки QOL являются у детей раннего возраста исследование коэффициента и профиля развития по Гезеллу, а у детей всех возрастных периодов социометрия по Доллу в нашей модификации.
      5. Начиная с 10-летнего возраста исследование QOL традиционным для измерения качества жизни методом самооценки, в частности, по модифицированной нами шкале Пирс-Харрис. Кроме того, полезным дополнением к этому традиционному исследованию QOL в периоде взросления явится экспертная оценка таких нейропсихологических параметров, как интеллект, внимание, память, логическое мышление доступными методами.
      6. Методы исследования развития по Гезеллу, Доллу, Озерецкому-Гельницу, а также нейропсихологические тесты Бёрча, Равена, Лурия, Коломинского, а также дихотическое выслушивание цифровых и словесных парадигм являются не только диагностическими, но и тренирующими, что необходимо использовать в реабилитации.
      7. Комплексное исследование интеллекта по Векслеру, по нашему мнению и опыту, имеет особую ценность только для индивидуальной работы.
      8. Основной принцип диагностики и реабилитации - раннее вмешательство, имея в виду критические возрастные периоды: 1, 3, 5, 7. 10 лет, - с желательным началом работы в как можно более раннем возрасте.
      9. Кратность контроля и коррекции с ориентацией на рекомендуемые методики в течение первого года жизни должна составлять каждые 3 месяца, в течение второго года - каждые 6 месяцев и, начиная с третьего года жизни - ежегодно.
      10. Врачам неонатологам, детским хирургам и реаниматологам обратить особое внимание на предупреждение и своевременное эффективное устранение гипоксии и голодания, которые являются основными факторами, вызывающими субклиническую морфо-функциональную церебральную недостаточность как в остром периоде, так и в периоде реконвалесценции, особенно ранней.
      11. Планируя диспансеризацию и реабилитацию и формируя группы коррекции, помимо критических возрастных периодов, надо учитывать как факторы повышенного риска снижения QOL: критическое состояние и большие операции в периоде новорожденности, особенно по поводу кишечной непроходимости и больших дефектов передней брюшной стенки и диафрагмы, а также перинатальную энцефалопатию различного генеза, усугубленную внутриутробной инфекцией; фактором, повышающим риск следует считать также женский пол.

   СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:
      1. Особенности развития и школьная зрелость детей из группы высокого нео-натального риска // Материалы к семинару работников здравоохранения, образования и социальной защиты семьи, материнства и детства "Психологические и этические проблемы детства". С.Петербург, 1993.- С.45-51. (соавт. Ю.С.Александрович. Р.Г.Рахматуллина).
      2. Катамнез новорожденных высокого хирургического и реанимационного риска // Материалы XXII научной сессии НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН "Актуальные вопросы физиологии и патологии репродуктивной функции женщины". С.Петербург, 1993.-С.46-47. (соавт. Ю.С. Александрович).
      3. Нейрон нтегративное развитие детей, подвергшихся оперативным вмешательствам и интенсивной терапии в неонатальном периоде // Тез. докл. 1 нац. конгресса по профилактической медицине, 17-21 мая 1994.-Г. С.-Петербург, 1994.-т. 1 .-С.6. (соавт. Ю.С.Александрович).
      4. Кранио-ростовой индекс как возможный критерий отставания морфологи-^ ческого развития головного мозга детей, перенесших интенсивную терапию и/или реанимацию в периоде новорожден ности // Тез. докл. 1 нац. конгресса по профилактической медицине, 17-21 мая 1994.-Г. С.-Петербург, 1994.-Т.1.-С.86-87. (соавт. Ю.В. Куличкин, Ю.С.Александрович, Я.Н.Бобко).
      5. Развитие детей с отягощенным перинатальным анамнезом // Тез. докл. 1 нац. конгресса по профилактической медицине, 17-21 мая 1994.-г.С.-Петербург, 1994.-Т.З.-С.80. (соавт. Х.С.Шаидханова, Ю.С.Александрович).
      6. Динамика моторного развития детей с перинатальными факторами риска в анамнезе // Материалы XXIII научной сессии НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН "Актуальные вопросы физиологии и патологии репродуктивной функции женщины". С.Петербург, 1994.-С. 24-25. (соавт. Ю.С. Александрович).
      7. Развитие детей, перенесших в периоде новорожден нсоти хирургическую и реанимационную агрессию // Диагностика и лечение.-1995.-N3.-(9-10).-C.9-19. (соавт. Ю.С.Александрович).
      8. Физическое развитие реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в начальном пубертатном периоде // Впервые в медицине. -Санкт-Петербург.-1995.-N 2-3.-С.94. (соавт. Ю.В.Куличкин, Ю.С.Александрович, Я.Н.Бобко, Е.А.Лизунова).
      9. Антропометрический профиль реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в препубертатном периоде // Впервые в медицине. -Санкт-Петербург.-1995.-N2-3.-C.95. (соавт. Ю.В.Куличкин, Ю.С.Александрович, Я.Н.Бобко. О. В. Голощапов).
      10. Влияние промышленного загрязнения окружающей среды на частоту развития врожденных пороков у детей // Впервые в медицине.-Санкт-Петербург.-1995.-N2-3.-C.95. (соавт. Ю.В.Куличкин, Н.А.Татарова, В.А.Рындин).
      11. Качественно недостаточное питание беременных с метгемоглобинемией как фактор перинатального риска // Впервые в медицине.-Санкт-Петербург.-1995.-N2-3.-C.96. (соавт. Ю.В.Куличкин, В.А.Рындин, Е.А.Островская, Н.А.Татарова).
      12. Антропометрия и социометрия детей, перенесших хирургическую и/или соматическую агрессию в раннем неонатальном периоде // Тез. докл. региональной научно-практической конференции "Проблемы оптимизации образа жизни и здоровья человека". С.Петербург. 1995.-С.163. (соавт. В.А.Рындин, Р.Г.Рахматуллина, Ю.В.Куличкин, Г.А.Суслова). V 13. Диагностика нейроинтегративного развития и школьная зрелость у рекон-валесентов неонатальной хирургии и реанимации // Новые технологии в педиатрии. Материалы конгресса педиатров России. Москва. 1995. - С. 136-137. (соавт. Ю.С.Александрович).
      14. Понятие "КАЧЕСТВО ЖИЗНИ" в педиатрии: новый термин или новый инструмент?! // Материалы научно-практической конференции "Пери катальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.З-5. (соавт. М.В.Неженцев, В.И.Гузева, И.М.Воронцов, Н.Г.Веселов, Э.В.Ульрих).
      15. Дефицит внимания - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.5-7. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева).
      16. Дефицит памяти - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.7-8. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева).
      17. Дефицит мышления - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.8-9. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева).
      18. Дефицит общего интеллекта - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.9-11. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева).
      19. Дефицит школьного интеллекта - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.11-12. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, - С.А.Алексеев).
      20. Социальная компетенция - жизненная проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.13-15. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева, И.М.Воронцов, Н.Г.Веселов, Ю.С.Александрович).
      21. Делинквентность подростков: возможная связь с морбидностыо и перинатальными факторами риска // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.15-17. (соавт. А.И.Нахимовский, В.В.Шишков, Ю.В.Куличкин. Х.С.Шаидханова, С.А.Алексеев).
      22. Оперативный риск у новорожденных с пороками развития пищеварительного тракта и передней брюшной стенки // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.17-18. (соавт. Э.В.Ульрих, Э.К.Цыбулькин, Х.С.Шаидханова, В.А.Любименко).
      23. Психомоторное развитие реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации на протяжении первого полугодия жизни // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.19. (соавт. Л.В.Клыпина).
      24. Перинатальные факторы риска у реконвалесцентов хирургической и соматической реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перин атальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.20-21. (соавт. Л.В.Клыпина).
      25. Перинатальные факторы риска и развитие детей первого полугодия жизни // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.21-22. (соавт. Л.В.Клыпина).
      26. Оценка психомоторного развития детей до 3-х лет // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.22-23. (соавт. Л.В.Клыпина). ^ 27. ЭЭГ у детей, перенесших хирургические вмешательства и/или реанимацию в периоде новорожденности // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.23-24. (соавт. В.Е.Ироносов, Ю.С.Александрович, В.А.Атаманов).
      28. Клинико-экономические аспекты неонатальной хирургии и реанимации // Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции "Анестезиолог-реаниматолог на рынке медицинских услуг". С.Петербург. 1995.-С.6, (соавт. Х.С.Шаидханова).
      29. Нейроантропометрия как инструмент определения качества жизни рекон-валесцентов неонатальной реанимации // Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции "Анестезиолог-реаниматолог на рынке медицинских услуг". С.Петербург. 1995.-С.ЗЗ-34, (соавт. Ю.В.Куличкин, Ю.С.Александрович, Р.Г.Рахматуллина).
      30. Оптимальное использование наркотических анальгетиков в родах // Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции "Анестезиолог-реаниматолог на рынке медицинских услуг". С.Петербург. 1995.-С.24-25, (соавт. Н.В.Нефедов, Ю.В.Куличкин, * С.В.Черняховская, Ю.С.Александрович; Н.А.Татарова).
      31. Шкала Пирс-Харрис модифицированная // Методические рекомендации.-С.Петербург.-1995.-16 с. (соавт. Ю.С.Александрович, Х.С.Шаидханова).
      32. 15 - факторная личностная шкала // Методические рекомендации.-С. Петербург." 1995.-24 с. (соавт. В.В.Шишков, А.И.Нахимовский, Ю.С.Александрович).
      33. Шкала измерения социальной компетенции Долла модифицированная (ШИСКДМ) // Методические рекомендации.-С.Петербург.-1996.-16с. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, Л.В.Клыпина,Ю.С.Александрович, В.В.Шишков, Ю.В.Куличкин).

   РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
      1. Протокол записи результатов теста определения нейросенсорной интеграции (N1417 От 29.12.92. СПбПМИ. Соавт: Ю.С.Александрович).
      2. 15-факторный характерологический анализ (N1413 От 28.04.92. СПбПМИ. Соавт: В.В.Шишков).
      3. Универсальная модель устройства лечебно-методического кабинета "Кафедры психотерапии и медицинской психологии" (N1415 От 12.11. 92. СПбПМИ. Соавт. В.В.Шишков).




1 2   < 3 >




Внимание! Кафедра проводит первичную специализацию по анестезиологии-реаниматологии для отдельных категорий врачей!
Путевки на циклы можно заказать по телефону деканата 8-(812)-416-52-25



5 марта 2019 г.
Приглашаем вам принять участие в Научно-практическом курсе "Белые ночи регионарной анестезии" 13-14 июня 2019 и в Практическом курсе "Белые ночи регионарной анестезии" 15 июня 2019, Санкт-Петербург.


16 авгста 2018 г.
В раздел "наука" - "план конференций" добавлена информация о Международном симпозиуме "Критические состояния у детей, который пройдет 25-27 сентября 2018 год в Санкт-Петербурге.


12 марта 2018 г.
В разделе "Учеба" размещена информация о XI Международном образовательном курсе по регионарной анестезии «Белые Ночи регионарной анестезии», который пройдет в Санкт-Петербурге 11 - 13 июня 2018


9 января 2018 г.
В раздел "Учеба" добавлен учебно-производственный план ФП и ДПО на 2018 год.


10 мая 2017 г.
В раздел "публикации которые вы можете приобрести" добавлена новая книга "Позвоночно-спинномозговая травма у детей" Баиндурашвили А.Г., Виссарионов С.В., Александрович Ю.С., Пшениснов К.В.


25 апреля 2017 г.
В раздел "нормативные документы" добавлен Приказ МинТруда РФ №306Н от 27.03.2017 Г Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый”


24 апреля 2017 г.
В раздел "публикации в периодических изданиях" добавлена статья Сердечно-легочная реанимация в педиатрической практике: основы и изменения 2015 года


11 апреля 2017 г.
Значительно пополнен раздел "Публикации в периодических изданиях"


14 марта 2017 г.
Приглашаем Вас принять участие в IX Всероссийском междисциплинарном научно-практическом Конгрессе с международным участием «Педиатрическая анестезиология и интенсивная терапия. V Михельсоновские чтения», который пройдет 7-10 октября 2017 года в Санкт-Петербурге.


8 февраля 2017 г.
В разделе "библиотека и интернет" размещена книга "КАРМАННЫЙ СПРАВОЧНИК. Оказание стационарной помощи детям, издание ВОЗ"






anaesthsoftware.com





Сайт Педиатрического Медицинского Университета

Диагностические исследования в СПб: ЭЭГ головного мозга с расшифровкой и ЭКГ сердца с расшифровкой на базе кафедры нормальной физиологии СПбГПМУ





Сайты Всемирной федерации, континентальных обществ и федерации, ассоциаций, кафедр и отделений анестезиологии и реаниматологии России.





Яндекс цитирования







ЗАО Лана-Медика
Медицинское оборудование, Кардиолан,
Спиролан, производство и продажа
www.lanamedica.ru






© Кафедра анестезиологии-реаниматологии и неотложной педиатрии СПбГПМУ 2003-2019
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия!