ГОРДЕЕВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ НЕОТЛОЖНЫЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ И РЕАНИМАЦИЮ В ПЕРИОДЕ НОВОРОЖДЕННОСТИ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук
1 2 < 3 >
Нейропсихологический статус в экспертной оценке в целом
(НПЭ) на 8% ниже такового (NP) в самооценке (Р<0,01). Что же касается
составляющих НПЭ, то по убыванию величины t в сравнении с контролем выявлен
следующий порядок: "Память" (Пам), "Внимание" (Вн),
"Интеллект" (Инт), "Логическое мышление" » (ЛМ), "Психомоторное развитие" (ПМР),
- из которых только последний параметр недостоверно отличается от нормы, т.к.
остальные дают уровень статистического различия с контролем Р<0,001. При
сравнении экспертной оценки нейро-психологического статуса реконвалесцентов с их
самооценкой по всем показателям выявлена заметная обратная корреляция (t =
-0,61), т.е. в этой сфере имеет место наименее объективная самооценка или
наименьшее "видение" себя. Абсолютное совпадение самооценки и экспертной оценки
(средние величины по 94%) отмечено лишь в области нейросенсорной интеграции и
психомоторики. Таблица 9. QOL no общему психо-социальному
статусу у детей контрольной и основной групп (центральная тенденция).
Показатели
| n
| Контрольная группа
| n
| Основная группа
| t
|
|
| абс. x± m σ
| 100%± m σ
|
| абс. х± m σ
| 100%± m σ
|
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
1. Интегральный покаазатель психо-социального статуса
в самооценке (PSSt)
| 880
| 1,0 ±0,007 0,11
| 100±0,4 12-
| 880
| 73±0,8 23,6
| 88±0,98(4.) 29,1
| 11,32
|
1.1 Психологический статус в самооценке (PSY)
| 308
| 79 ±1,17 20,6
| 100±1,51 16,8
| 308
| 60± 1,65 28,93
| 77 ±2,07 (<n ) 36,6
| 8.98
|
1.1.1 Уравновешенность (IPSY 10KJ)
| 52
| 79 ±2,6 18,5
| 100 ±3,46 25
| 52
| 64.5±3 21,7
| 86 ±4.16 (<n) 30,2
| 2,59
|
1.1.2 Самообладание (PSY 109)
| 52
| 83 ±1.6 11,5
| 100 ±2,49 18
| 52
| 70±3,48 25,06
| 85 ±3,95 (<n) 28,5
| 3,21
|
1.1.3 Характер (PSY 110)
| 52
| 73 ±3,0 21,5
| 100 ±3,32 24
| 52
| 67,9 ±3,1 22.2
| 96 ±3,91 (n) 28,2
| 0,78
|
1. 1.4 Смысл жизни (PSY 111)
| 52
| 78 ±3,0 21,5
| 100 ±3,88 28
| 52
| 44,6±4,0 29,02
| 58 ±5,2 (44 ) 37,5
| 6,47
|
1.1.5 Вера (PC 124)
| 50
| 89 ±3,5 24,5
| 100 ±3,88 28
| 50
| 65±5,17 36,5
| 73 ±5,7 (<n ) 44
| 3,91
|
1. 1.6 Вера в излечение (PS 25)
| 50
|
| 100 ±5,26 38
| 50
| 47,8±5,6 39,8
| 65±7,2(<n) 51,2
| 3,92
|
1.2 Занятость (V/E)
| 156
| 87 ±1,6 20
| 100 ±1,92 24
| 156
| 72 ±1,8 22,7
| 83±2,1(<n) 26.3
| 5,96
|
1.2.1 Способность учиться и работать (V/E 94)
| 52
| 96 ±1,2 8,5
| 100 ±1,24 9
| 52
| 81 ±2,9 20,7
| 84 ±2,98 (n) 21.5
| 4,95
|
1.2.2 Кем быть в будущем (V/E 122)
| 52
| 81 ±4,0 28,5
| 100 ±4,99 36
| 52
| 59 ±3,3 23,8
| 73 ±4,08 (<n) 29,4
| 4,19
|
1.2.3 Хобби (V/T 123)
| 52
| 85 ±3,2 23
| 100 ±3,74 27
| 52
| 77±3,3 23,7
| 91 ±3,89 (n) 28
| 1,67
|
1.3 Коммуникативность (СОМ)
| 260
| 90±1.0 16
| 100±1.14 18.4
| 260
| 81,2±1,2 19.4
| 92±l,39(n) 22,4
| 4,44
|
1.3.1 Способность к вербальным контактам (СОМ 103)
| 52
| 92 ±2,1 15
| 100 ±2,21 16
| 52
| 78 ±2,79 20,1
| 85 ±3,03 (n) 21,8
| 4,0
|
1.3.2 Способность излагать мысли (СОМ 104)
| 52
| 85 ±2.6 19
| 100 ±3,32 24
| 52
| 78 ±2,89 20,9
| 95 ±3,74 (n) 26,9
| 1,0
|
1.3.3 Способность понимать написанное (СОМ 105)
| 52
| 87 ±2,7 19,5
| 100 ±3,18 23
| 52
| 86 ±2,32 16,7
| 101±2,81 (n) 20,3
| 0,24
|
1.3.4 Способность письменно излагать мысли (СОМ 106)
| 52
| 89 ±2,4 17
| 100 ±2,63 19
| 52
| 72 ±3,6 26
| 82 ±4,08 (<n) 29,4
| 3.71
|
1.3.5 Умение использовать технические средства
общения и информации (СОМ 107)
| 52
| 96 ±1,3 9,5
| 100 ±1,38 10
| 52
| 91,5±1,9 13.5
| 96±1,93(n) 13,9
| 1,69
|
1.4 Социализация (SOC)
| 156
| 82 ±1,8 23
| 100 ±2,48 31
| 156
| 76,6± 1,9 23,5
| 100±2,49(n) 31,3
| 0
|
1.4.1 Способность к o6щению (HHK)(SOC 119)
| 52
| 84 ±2,7 19,5
| 100 ±3,46 25
| 52
| 73 ±3,21 23,16
| 93 ±3,98 (n) 28,7
| 1,33
|
1.4.2 Дружба (SOC 120)
| 52
| 92 ±2,4 17
| 100 ±2,63 19
| 52
| 83±3.4 24,6
| 95 ±4.0 (n) 28,8
| 1,04
|
1.4.3 Семья (SOC 121)
| 52
| 69 ±4,5 32,5
| 100 ±0,79 49
| 52
| 73,7±3.1 22,7
| 113±5(n) 36
| 1,54
|
2. Интегральный экспертный показатель
психосоциального статуса в вербальной сфере (CKB=SQv )
| 265
| 1,31 ±0,01 0,17
| 100 ±0,79 13
| 347
| 1,1 ±0,02 0,39
| 77± 1,49 (↓ ↓ ) 27,7
| 13,61
|
2.1 Психологическая самостоятельность (SD=ПC)
| 58
| 1,23 ±0,02 0,14
| 100±1,5 11
| 71
| 1 ±0,05 0,4
| 81±3,7(↓ ↓) 31,5
| 4,76
|
2.2 Занятость (0=3)
| 72
| 1,47 ±0,03 0,25
| 100±1,9 17
| 92
| 1,24±0,05 0.44
| 81± 2,97 (↓) 28,5
| 5,38
|
2.3 Коммуникативность (С=К)
| 72
| 1.25 ±0,02 0.14
| 100±1,3 11
| 92
| 1,02 ±0,04 0,37
| 80 ±2,7 (↓ ↓) 26
| 6,67
|
2.4 Социализация (S=C)
| 72
| 1 7±0.07 0 14
| 100±0,11
| 92
| 1.09±0.04 0.35
| 79±2.58(↓ ↓)24.7
| 7,27 | |
В этой же рубрике с отражением
в таблице 9 даётся интегральный экспертный показатель, названный нами
"Нейроантропологическим статусом" (НАС), который может иметь непосредственное
отношение к нейропсихологическому, т.к. заметно коррелирует с ним (г=0,51), но
это требует дальнейшего углублённого изучения. По результатам настоящего
исследования можно лишь сказать, что в экспериментальной группе НАС на 11%
оказался "Ниже средней" величины контроля с очень высокой статистической
достоверностью отличия (Р<0,001). Два параметра, составляющих его: "Объём
мозгового черепа" (ОМЧ) и "Показатель лобно-затылочной ассиметрии" (ЛЗА), -
отличаются исключительной однородностью как п6 величине, так и по высокому
статистическому отличию от нормы (90% и 88% при t==6,62 и 6,94 соответственно:
Р<0,001). Экспертная оценка нейропсихологического и
нейроантропологического статуса не выявила нормы ни по одному показателю: "Ниже
нормы" оказались НПС. ЛМ, Инт, ПМР, НАС, ОМЧ и ЛЗА; "Низкими" - Вн и Пам.
Обсуждая центральную тенденцию в изменении качества жизни
реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации, мы должны попытаться
прогнозировать, что повлечёт за собой отставание не только в каждой сфере QOL,
но и по отдельным их параграфам. Одной из существенных
интегральных сфер QOL является "Я-концепция" в самооценке, с которой мы
ассоциировали коэффициент социальной компетенции по Доллу в экспертной оценке.
Под "Я" понимается система взглядов, установок и мотивов,
составляющая основу личности и определяющая её неповторимость ("самость"), и
именно она определяет реинтеграцию в общество в процессе реабилитации. Причём
"Я-концепция" условно может быть разделена на ИДЕАЛЬНУЮ (например, при
завышенной самооценке) и РЕАЛЬНУЮ (адекватная самооценка и экспертная оценка).
Наши исследования показали снижение у реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации самооценки идеальной, но в большей степени -
реальной экспертной оценки в сравнении с общей популяцией, что специалистами
прогнозируется следующим образом. 1.
Снижение самоуважения и, часто как следствие - социальная деградация,
агрессивность, преступность. 2.
Конформистские реакции в трудных ситуациях с лёгкой поддатливостью дурным
влияниям, чем усугубляется пункт 1. 3.
Глубокое изменение восприятия, в частности, трудное осознование своих хороших
поступков, т.к. не считают себя способными к ним (Х.Ремшмидт, 1994).
Это подтвердилось, в частности, исследованием 113
подростков в возрасте 14-17 лет - воспитанников Ленинградского клуба-лагеря
"Прометей", специализированного по работе с детьми, склонными к асоциальному
поведению, которое мы провели параллельно основному эксперименту. Изучение
анамнеза делинквентов показало у 77 из них (68%) высокую заболеваемость на
протяжении всего детства, включая период новорожденности (Гордеев В.И. и соавт.,
1995). Однако в основной группе исследованных
реконвалесцентов достоверных сведений о делинквентном поведении мы не получили,
что может быть объяснено особенностями семей и воспитания в них.
В экспериментальной группе по сравнению с контролем
оказалось вдвое больше семей, практикующих воспитание по типу гиперпротекции с
доминированием требований, запретов и санкций, при одинаковой воспитательной
неуверенности и почти в 6 раз большей фобии утраты. Возможно, именно этот
воспитательский подход профилактирует упомянутый выше грозный прогноз
Х.Ремшмидта и других исследователей в отношении низкого уровня "Я-концепции",
наряду с тем, что лишь единичные семьи из экспериментальной группы можно было бы
отнести к не вполне благополучным. Тем не менее, в
экспериментальной группе выявлено существенное отставание по таким составляющим
"Я-концепции", как "Школьный интеллектуальный статус", "Внешность" и
"Популярность" - факторы весьма существенные в периоде ВЗРОСЛЕНИЯ.
На чём же может основываться заниженная общая самооценка и
особенно экспертная оценка у реконвалесцентов неонатальной хирургии и
реанимации? Первая причина - неудовлетворительное
соматическое состояние в отношении здоровья и физического развития. Главные
медицинские проблемы: ММД с электро- и эхоэнцефалографическими признаками
органических дефектов ЦНС, нарушение пищеварения, дефекты контроля дефекации,
мочеиспускания, частая заболеваемость, а в итоге - низкая оценка здоровья детей
родителями. В связи с этим, видимо, находятся и проблемы физического развития по
всем параметрам, включая силу, телосложение, выносливость, половое развитие и
нейроантрополо-гический статус - факторы, которые высоко ценятся даже в обществе
детей, не говоря уже о периоде ВЗРОСЛЕНИЯ. Вторая причина
- дефицит внимания, памяти, интеллекта, логического мышления, психомоторики и
нейросенсорной интеграции, что представляет собой нейропсихологический базис
неблагополучного функционирования и в соматической, и в психо-социальной
сферах. Важным обстоятельством является и то, что невербальный компонент
социального коэфициента (SQnv) превысил вербальный (SQv) в среднем на 10
пунктов и, если это аналогизировать с исследованием интеллекта по Векслеру, то,
согласно данным Clements и Peters (1962), дети с преобладанием невербального IQ
над вербальным в пределах от 10 до 30 пунктов испытывают трудности в вербальном
самовыражении и неизменно страдают дизлексией. В нашем
наблюдении 'реконвалесценты «неонатальной хирургии и реанимации имели дефицит
школьного интеллекта, главным образом, в связи с отставанием в общем
интеллектуальном развитии и умении выражать свои мысли, но также в связи
неспособностью длительно концентрировать внимание, недостаточными аккуратностью,
прилежанием, физическим и эмоциональным самоконтролем на фоне дефицита внимания,
памяти, мышления и нейросенсорной интеграции. Возникает
вопрос: является ли это результатом хирургического и реанимационного стресса в
периоде новорожден ности или обусловленно другими причинами?
Ответить на этот вопрос однозначно невозможно и вряд ли
это необходимо, т.к. возрастная динамика свидетельствует об улучшении
показателей в процессе взросления, т.е. о возможности эффективной
самореабилитацим, которой надо помочь целенаправленной реабилитацией с помощью
специалистов и на как можно более ранних этапах, начиная с острого периода. Об
этом будет идти речь при обсуждении возрастных и прочих аспектов. Кроме того, в
группе детей с пороками развития несомненной является возможность сопутствующих
аномалий головного мозга, чему посвящено достаточное количество работ
(Haders-Algra M., et а1., 1986; LindahlE. et al., 1986; Blondis ТА., et al.,
1993 и др.), а это может являться ведущей причиной отклонений. Нельзя отрицать и
наследственную генетическую обусловленность этих отклонений, т.к. проведённое
нами параллельное исследование родителей детей из экспериментальной и
контрольной групп на внимание, память и мышление выявило достоверный
нейропсихологический дефицит у родителей экспериментальной группы в сравнении с
контролем по тесту Равена (14% - Р<0,05), который мы рассматривали, как
критерий логического мышления, существенно не зависящий от уровня образованности
и культуры. Третья причина - психо-социальная, которая,
скорее всего, обусловлена соматическими и нейропсихологическими факторами во
взаимосвязи. Основные проблемы - это неуравновешенность, невидение смысла жизни,
неспособность учиться и работать наравне со всеми, некоммуникативность,
несоциабельносгь, отсутствие Веры и надежды на излечение и реинтеграцию в
общество. И, наконец, как возможный результат всех трёх -
низкая повседневная жизненная активность, начиная с дефектов общего
самообслуживания и ухода, до про» блем локомоции: выход из дома на длительный
срок, пользование общественным транспортом и т.п., что в известной мере
обусловлено и такими причинами, как нарушение контроля дефекации и
мочеиспускания в связи либо с локальными или центрогенными причинами, либо с
сочетанием этих причин. Среди реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации более низкие показатели самооценки и
экспертной оценки отмечены в группе "хирургической" реанимации в сравнении с
"соматической" как по разнице средних величин (ИПС -10%, ИПЭ - 16%), так и по
статистической достоверности различия (Р<0,001). Следовательно,
реконвалесценты неонатальной хирургии и хирургической реанимации более ранимы в
плане QOL. Аналогичным образом исследована характеристика
качества жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в
зависимости от возраста, что позволило сделать следующее заключение:
1. Качество жизни реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации имеет возрастные особенности как по методике
исследования, так и по возрастной динамике.
2. У детей до 10-летнего возраста
возможна только экспертная оценка QOL, т.к. "Я-концепция" начинает
реализовываться именно в этом возрасте.
3. В возрасте до 5 лет включительно
достоверно более низкие показатели, чем в других сравниваемых возрастных
категориях, имеют место у детей самого ран него возраста-первых 12-16 недель
жизни (DQ- 84% к норме: "Очень низкий"что илюстрируется таблицей 10. В динамике
показатель нарастает: в 1 год - 90% (**Низкий"), в 2 года - 93% ("Ниже нормы"),
но в 3 и 5 лет он вновь снижается до "Низкой" и "Очень низкой" величины
соответственно. Таким же "Низким" в возрасте 3 и 5 лет (на 19% и 21% ниже
средней нормы соответственно) является интегральный показатель экспертной
оценки QOL (ИПЭ). применяемый в качестве такового и в остальных более старших
возрастных градациях. Низкая величина ИПЭ обусловлена снижением всех
составляющих (особенно СКНВ - 80-77%: "Очень низкий") за исключением НПС (91-93%
- "Норма"). Таблица 10. Экспертная оценка QOL детей первых
двух лет жизни на основании нейропсихосоциального тестирования по Гезеллу.
DQ и его ко мп он ен ты
| Контрольная группа n=32
| Основная группа
| t
|
|
| 12 – 16 нед. п=28
| 1 год п=22
| 2 года п=12
|
|
| абс. x±m σ
| 100%±m σ
| абс. x±m σ
| %кп x±m σ
| абс. x±m σ
| 100%±m σ
| % к n x±m σ
| %кп х±т σ
| 1-K
| 2-К
| 3-К
|
DQ
| 0,99± 0,017 0,1
| 100 ± 1,8 10.1
| 0,83± 0,013 0,07
| 84 ±1,3 7,1(↓ ↓)
| 0.89 ± 0,03 0,14
| 90± 3,0 14,2(↓)
| 0,92 ±0.018 0,06
| 93 ±1,8 6,1(<n)
| 7.21
| 2.86
| 2,75
|
1
| 1,0 ±0,012 0,07
| 100±l,2 7,0
| 0,87 ±0,007 0,04
| 87 ±0,8 4,0 (↓ ↓)
| 0,86 ±0,038 0.18
| 88 ±3,8 l8,0(↓ ↓)
| 0,93± 0,024 0,08
| 93 ±2,4 8,0 (<n)
| 9.03
| 3,3
| 2,61
|
2
| 1,0 ±0,016 0,09
| 100 ±1,6 9.0
| 0,9± 0,003 0.01
| 90 ±0,2 1,0 (↓)
| 0,98 ±0.023 0,11
| 98 ±2.3 ll.0(n)
| 1,03± 0,019 0,07
| 103± 1,9 7.0 (n)
| 6,21
| 0,71
| 1,21
|
3
| 1,0 ± 0018 0,1
| 100 ± 1.8 10,0
| 0,71 ±0,053 0,28
| 71 ±5,3 28,0 (↓ ↓)
| 0,93± 0,03 0,14
| 93 ±3,0 14,0(<n)
| 0,94 ±0,027 0,09
| 94 ±2,7 9,0 (<n)
| 5,18
| 2.0
| 1,85
|
4
| 0,94 ± 0,019 0,11
| 100 ± 2,1 11,7
| 0,85 ± 0,01 0,05
| 90 ±1,0 5,3 (<n)
| 0,85 ±0.037 0.17
| 90 ±3,8 18,0(<n)
| 0,79± 0,013 0,04
| 84±1,2 4,3(↓)
| 4,29
| 2,3
| 6,61
|
5
| 0,97± 0,015 0,08
| 100 ±1.5 8.2
| 0,84 ±0,008 0,04
| 87± 0,8 4,1(↓ ↓)
| 0,86± 0,027 0.13
| 89 ±2,9 13.4 (↓)
| 0,9 ±0,025 0,09
| 93 ±2,7 9.3 (<n)
| 7,65
| 3,37
| 2,27 | |
4. В
возрасте 7 лет экспертные показатели QOL ухудшаются: ИПЭ - 79% ("Низкий") за
счёт ОФР (90% - "Низкая") и НПС (73% - "Низкий"), - а затем прогрессивно
нарастают в 10 и 12 лет до максимума в 14, так и не достигая нормы (86% - "Ниже
нормы"), но с достоверным различием между собой.
5. По мере взросления от 10 до 14 лет
показатели самооценки и экспертной оценки QOL, в основном, нормализуются,
оставаясь стабильно "Низкими" по экспертной оценке в сферах психо-социальной
компетенции, здоровья и физического развития в 10 лет. а также здоровья и
физического развития - в 12 и 14 лет. 6.
Критическими возрастными периодами по показателям QOL у реконвалес-центов
неонатальной хирургии и реанимации являются ранний, дошкольный и младший
школьный возраст до 10 лет включительно. Динамика
интегрального экспертного показателя качества жизни у детей раннего возраста,
коим мы избрали DQ Гезелла (коэффициент развития), такова, что от очень низкой
величины в возрасте 12 недель (83% от средней нормы) к I году он нарастает до
90%, а в 2, 3, 5 лет стабилизируется в пределах 93-94%. Анализируя профиль
показателя, отчётливо видно, что низкая его величина в 12-нсдельном возрасте
обусловлена, главным образом, дефицитом тонкой моторики (72% к норме) при
достаточно низком уровне адаптивного поведения и социализации (в пределах 87%
от нормы). Следует заметить, что субтест "Адаптивное поведение" тоже моторный,
но из области целенаправленной или прикладной моторики. Таким образом,
ретардация в общем развитии у детей 12-недельного возраста в основном моторная.
У исследованного нами контингента 12-ти недель жизни моторная ретардация была
обусловлена преимущественно задержкой формирования нормотонии, в связи с чем
особенно страдала тонкая моторика. и дети по своему развитию соответствовали
8-9-недельным. В возрасте одного и особенно двух лет у
реконвалесцентов наблюдалось относительное выравнивание и стабилизация моторных
навыков, включая позу, движения головы и глаз, манипуляции и локомоцию, в
среднем на уровне 93% от нормы, а основные дефицита касаются социализации с
отставанием в развитии речи на втором году жизни. Однако в 3 и 5 лет вновь
отмечался дефицит тонкой моторики при стабильности или даже положительной
динамике по другим компонентам DQ. Это, по-видимому, может быть объяснено
недостаточным становлением обратной зрительной афферентации у детей 3 лет, что
влечёт за собой незавершённый переход к предварительной, а, следовательно,
запаздывание включения в регуляцию произвольного движения проприоцептивной
информации, что, в свою очередь, приводит к торможению моторного развития по
всем его компонентам и к нарушению тесно связанного с ним взаимодействия между
зрительной и кинестетической, а также зрительной и тактильной сенсорными
системами у реконвалесцентов 5-летнего возраста. Так как
педиатры, детские хирурги и невропатологи поликлиник, к которым в первую очередь
попадают реконвалесценты неонатальной хирургии и реанимации, не производят
оценку развития на уровне, позволяющем выявить субклинические формы нарушения
психомоторики, эти дети посещают детские дошкольные учреждения без
соответствующей ориентации персонала, и к ним предъявляются требования наравне
со здоровыми. Часто такие же относительно завышенные требования возникают и со
стороны родителей, которые также не подозревают о проблемах у ребёнка, что в
конечном счёте ведёт к невротизации и психопатизации из-за воспитания в
атмосфере доминирующей гиперпротекции или повышенной моральной ответственности.
Следовательно, корни школьной дезадаптации надо искать задолго до того, как
ребёнок придёт в школу, т.к. установленные нами психомоторные и нейросенсорные
дефициты являются существенным тормозом в формировании школьной зрелости,
которая по нашим данным высоко коррелирует с психомоторной ретардацией. К
моменту поступления в школу у реконвалесцентов сохраняется как моторная
дезадаптация, так и нарушение нейросенсорного взаимодействия, т.е. имеются
предпосылки к плохой успеваемости. Отклонения в тонкой моторике и нарушение
зрительно-кинестетического взаимодействия затрудняют усвоение письма, а
нарушение интеграции между прочими сенсорными системами, осбенно между
зрительной и слуховой, могут способствовать низкому усвоению и других школьных
задач, что подтверждено нашим исследованием. Стойкое
снижение динамической координации рук, т.е. тонкой моторики. выявленное нами у
реконвалесцентов 5 и 7 лет также требует особого внимания. По данным Кольцовой
М.М. (1973), прослеживается чёткая взаимосвязь между тренировкой пальцев рук и
работоспособностью головного мозга. Повышение функционального состояния коры при
систематической тренировке тонких движений пальцев отмечалось у 100%
исследованных и, что более интересно, выявлено чрезвычайно сильное влияние
проприоцептивных импульсов с пальцев рук на развитие моторной речи у ребёнка.
Иными словами, имеется связь между близлежащими участками мозга (руки и речевой
зоны), что не может не отразиться на активной речи ребёнка.
Связь между снижением тонкой моторики и нарушением речи
наблюдается и в нашем исследовании, причём дефицит тонкой моторики в возрасте до
1 года (72% от нормы), несмотря на положительную динамику к 1-2 годам (93%), тем
не менее, сопровождается дефицитом в развитии речи особенно выраженным у
двухлетних реконвалесцентов (84% от нормы), т.е. в возрасте, в котором в норме
завершается начальый этап морфофункционального развития головного мозга. Затем
наблюдается некоторый парадокс по отношению к упомянутой связи тонкой моторики
с развитием речи: в 3-5 лет - вновь отрицательная динамика по тонкой моторике
(89% и 83% от нормы соответственно), наряду с положительными тенденциями в
развитии речи (92% и 95%), которые прямо коррелируют с позитивной динамикой по
субтесту "Социализация" (96% и 98%) и. вероятнее всего, связаны с ней, т.е. с
интенсификацией общения, что свойственно этому возрасту и представляет собой
одну из сторон феномена самореабилитации. Результаты
нашего исследования позволяют предположить, что у реконвалесцентов неонатальной
хирургии и реанимации к возрасту 10 лет регуляция точного движения
осуществляется по механизму центральных команд, о чём свидетельствуют
показатели моторного развития, не отличающиеся от таковых в контроле. Следует
также обратить внимание на то, что найденное нами выравнивание к 10 годам хотя и
устойчиво, но фиксируется на нижней границе нормы. Может
сложиться ошибочное впечатление, что, если психомоторное развитие »
реконвалесцентов выравнивается к пубертатному возрасту, то предшествующее
отставание нивелируется этим и сама проблема автоматически теряет актуальность.
Однако, факт выравнивания свидетельствует только о том, что отставание в
психомоторике, которое возможно было обусловлено морфофункциональными
нарушениями в ЦНС, благодаря репаративным и компенсаторным процессам исчезает к
10-12 годам, но не отвечает на вопрос сколь бесследно пройдёт для развития
ребёнка в целом предыдущее отставание. Как было показано
выше, психомоторная ретардация реконвалесцентов обусловливает их школьную
дезадаптацию. Не усвоив программу начальной школы на должном уровне, ему трудно
справиться с продвинутыми задачами дальнейшего обучения, т.е. он является
потенциально неуспевающим учеником, что накладывает отпечаток на личность, на
его "Я" и может приобрести патологический характер, разрушая структуру
личности, возвращая нас к проблеме ущербной "Я-концепции". Именно в связи с этим
у подавляющего большинства реконвалесцентов диагносцированы различные
невротические синдромы. Наиболее интересной находкой в
нашем исследовании возрастной динамики IQ по Бине явились два "пика" и "ущелье",
которые не имеют аналогии в группе контроля и заключаются в относительно
высоких показателях IQ у 7- и 14-летних реконвалесцентов неонатальной хирургии
и реанимации (97% и 95% соответственно) и достоверно низких у них же в
10-12-летнем возрасте (86%). Объяснение этим находкам может быть лишь очень
условным: 7 лет - мощный стимул, которым является первая встреча со школой,
новые впечатления, информация, экспектации. Крах притязаний реконвалесцентов на
равное положение в общей популяции сверстников в последующем проявляется
интеллектуальным "ущельем" в 10-12 лет, т.е. в кризисном предпубертатном
периоде. Кстати, этот момент коррелирует с, так называемым, возрастным
"физиологическим ущельем", которое описано П.П.Балевским в 1963 году по
отношению к подросткам 12-16 лет, и, может быть, в связи с акселерацией этот
кризис в 90-х годах сместился на 10-12-летний возраст, что наверное имеет смысл
вновь исследовать и переоценить физиологам. Следующий "пик" в 14 лет,
видимо,'обусловлен новым мощным стимулом - бурным половым развитием с новыми
экспектациями и, вероятно, последующим разочарованием и новыми "ущельями", что
ещё предстоит изучить. Наверняка, дефицит интеллекта у реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации является результатом не только возрастных,
но и прочих влияний, начиная, может быть, с генетических проблем (низкие
показатели теста Равена у родителей детей экспериментальной группы в сравнении с
контролем) и, продолжая дефицитом внимания и памяти, максимум которого выпадает
также на 10-12-летний возраст при нормальных показателях у родителей, что даёт
надежды на успешную реабилитационную коррекцию. Во всех
возрастных периодах выявлено снижение школьного интеллекта: от 83% к норме в 7
лет до 57% в 14. По отношению к 7- и 14-летним это несколько расходится с
данными по общему интеллекту, где те же реконвалесценты достигли средней нормы
("пики"), что лишь подтверждает право на существование раздела "специальный" (по
Gardner. 1985), в данном случае "школьный" интеллект. Таким образом,
реконвалесценты неонатальной хирургии и реанимации имеют дефицит школьного
интеллекта особенно выраженный у 14-летних подростков, главным образом, в связи
с отставанием в общем интеллектуальном развитии, умении выражать свои мысли,
способности длительно концентрировать внимание, а также в связи с недостаточной
аккуратностью, прилежанием, физическим и эмоциональным самоконтролем и всё это
на фоне инструментально выявленного дефицита внимания, памяти и мышления. Этот
нейропсихологический и патохарактерологический портрет может быть использован
врачами и педагогами, как инструмент понимания проблем оперированного и/или
реанимированного в периоде новорожденности ребёнка для целенаправленной
коррекции и реабилитации. Социальная компетенция может
быть определена, как функциональная способность человека обеспечивать себе
личную независимость и социальную ответственность, т.е. это область наиболее
близкая к понятию КАЧЕСТВО ЖИЗНИ в целом и к комплексному диалектическому
понятию ИНТЕЛЛЕКТ по Gardner и Stemberg (цит. по Reitan R.M. et aL, 1992).
Статистически значимых возрастных отличий по
параметрическим критериям не получено, но по центральной тенденции средних
величин наименьшая социальная компетенция проявилась у реконвалесцентов 3 лет
(75% к норме), наибольшая - в 7 и 12 лет (95%) с "ущельем" в 10 лет (84%), что
несколько напоминает динамику IQ по Бине у тех же детей и с тем же объяснением.
Кроме того, есть основание считать, что реконвалесценты неонатальной хирургии и
реанимации имеют сниженную социальную адаптацию, а, следовательно, социальный
интеллект, что особенно проявляется в 3, 5, 10 и 14-летнем возрасте, которые
можно рассматривать как критические возрастные периоды, требующие наибольшей
реабилитационной активности. Зависимость исхода в
отдалённом катамнезе от тяжести состояния в остром периоде коментируется
неоднозначно. Большинство авторов находит такую зависимость. В частности,
D.H.Fiser (1992) пишет, что исход не может интерпретироваться безотносительно к
риску. Смешанная патология, которая приводит ребёнка на реанимационную койку,
не может быть использована для прогноза иначе как по суммарной тяжести
состояния. К дополнительным факторам, которые зачастую влияют на исход и должны
быть по возможности учтены, относят демографические, социальные, финансовые
обстоятельства, а также риск сопутствующих заболеваний и осложнений.
Тяжесть заболевания может быть выражена либо его стадией,
либо баллами по физиологическим шкалам типа PRISM (Pollack M.M., et al., 1988),
либо с помощью инструментов, учитывающих корреляцию между тяжестью состояния,
лечебными мероприятиями и исходом, одну из которых, в частности, использовали
мы, что упоминается выше. Причины, по которым резонно
прогнозировать дальнейшую жизнь пациента, заключаются не только в возможности
ранней диагностики и реабилитации, но и в рациональном распределении ресурсов
здравоохранения, что особенно актуально для нашей страны, вступившей на путь
рыночной экономики. В этом отношении очень важно уделить внимание церебральной
реабилитации, которая достаточно дорогостоящая процедура не только по сути, но и
по длительности программ, ибо головной мозг - это орган, наиболее поражаемый при
критических заболеваниях и травмах, трудно подающийся терапии и с медленным
восстановлением. Именно церебральным поражением в наибольшей степени
обусловлена психосоциальная ретардация реконвалесцентов после критических
состояний, к которым, в том числе, относится исследованный нами контингент, что
подтверждено электрофизиологическими методами. Анализ 87 электроэнцефалограмм
исследованных нами реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в
возрасте от 3 до 14 лет показал, что у них в 52% случаев имеют место общие
нарушения биоэлектрической активности головного мозга, в 18% - тенденция к
пароксизмальности, в 11% - органический тип кривой, в 6% - судорожная
готовность, в 1% - эпи-комплексы при гипервентиляции (В.Е.Ироносов и соавт.,
1995). Таким образом, с достаточным основанием можно предположить, что проблемы
у этих детей обусловлены не только функциональной церебральной
недостаточностью, но и органической, что находится в прямой зависмости от
тяжести состояния в периоде новорожденности, но проявляется, главным образом, в
экспертной оценке, т.к. самооценка у "критических" явно завышена, что может
быть результатом нейропсихологических дефицитов с "невидением" себя.
Иллюстрацией сказанному может служить то, что суммарный интегральный показатель
самооценки у "критических" находится в пределах "Нормы" (91%), наряду с тем,
что экспертный "Очень низкий" (67%), т.е. расхождение на 3 порядка - очень
большое, в то время как аналогичные параметры у "некритических" составляют
соответственно 89% ("Ниже нормы") и 80% ("Низкий") с расхождением только на 1
порядок и разницей всего лишь в 9%, что находится в пределах "нормальной"
ошибки субъективитета. Особенно большие расхождения между самооценкой и
экспертной оценкой у "критических" наблюдаются по "Я-концепции", состоянию
здоровья, повседневной жизненной активности, психосоциальному статусу. Внутри
этих сфер выраженное отставание по экспертной оценке от "некритических" имело
место по школьному интеллектуальному статусу, физическому и половому развитию;
проблемам, связанным с дефекацией, мочеиспусканием» общим самообслуживанием.
способности к вербальным контактам, занятости, коммуникативности, социализации,
общему нейропсихологическому и нейроантропологическому статусу.
Если ориентироваться на то, что QOL прежде всего
определяется субъективите-том (самооценкой), то завышенную самооценку у
"критических", превышающую по многим параграфам таковую у "некритических",
следует приветствовать, как форму психологической защиты, и всячески
поддерживать. Однако, имея в виду низкие экспертные показатели, нужно помогать
этим детям приблизиться к идеальной оценке, которую они себе дают, во избежание
горьких разочарований в процессе дальнейшего взросления.
Последним положением, требующим обсуждения, является
зависимость QOL реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации от
заболеваний, послуживших причиной их неотложных состояний в остром периоде.
Для первичного "грубого" анализа весь материал был
разделён на две обобщающие нозологические категории: реконвалесцентов
"соматической" реанимации с неотложными преимущественно терапевтическими
заболеваниями, требующими консервативного лечения, и реконвалесцентов
"хирургической" реанимации, перенесших до-, интра и послеоперационную
интенсивную терапию, и оперированных по поводу несовместимых с жизнью пороков
развития, главным образом, желудочно-кишечного тракта.
При сравнении этих двух групп определилось чёткое
отставание по большинству параметров самооценки и экспертной оценки детей из
группы "хирургических" реконвалесцентов по сферам и параграфам, касающимся
здоровья, социальной компетенции, психосоциального статуса, физического и
полового развития, повседневной жизненной активности, нейропсихологическим
тестам. Особенно уязвимыми оказались дети из этой группы в сравнении с
"соматическими" по таким параграфам и показателям, как "Самочувствие" (MED 82),
"Проблемы пищеварения" (NUT 97), "Проблемы дефекации" (NSG 83), "Оценка здоровья
родителями" (ОЗР), "Кистевая динамометрия" (КДМ), "Физическая выносливость"
(ФВ), "Половое развитие" (ПВ), "Рост" (Р), "Процент жира в организме" (%Ж),
"Проблемы самообслуживания и ухода" (NSG. OCO), "Пробемы физической мобильности"
(MOB, Л), "Самообслуживание в питании** (СП), "Самообслуживание в одевании"
(СО), "Уравновешенность" (PSY 108), "Способность учиться и работать" (V/E 94),
"Коммуникативность" (СОМ, К), "Психологическая самостоятельность" (ПС),
"Занятость" (3). "Внимание" (NP 112), "Долгосрочная память" (NP 114).
"Аудио-визуальная и тактильно-кинестетическая нейросенсорная интеграция" (NP
117). Объяснить эту разницу в исходах между
"соматическими" и "хирургическими" реконвалесцентами можно лишь с позиций риска,
учитывая тяжесть состояния в остром периоде и в процессе реконвалесценции,
которая у "хирургических" не прекращается до конца жизни, в связи с тем, что
абсолютного выздоровления у большинства из них не происходит, даже если нет
сопутствующих пороков развития, что также встречается достаточно редко или
просто не диагносцируется. Если сравнить эти две группы по
удельному весу "критических" больных в остром периоде, то существенной разницы
между ними нет: у "хирургических" этот контингент составляет 22%, а у
"соматических" - 20%. Однако, сравнение отдалённых результатов по суммарным
интегральным показателям экспертной оценки показало идентичность между
"хирургическими" и "критическими" пациентами с одной стороны (t=l,34;
P>0,05) и значительную разницу между "хирургическими" и "некритическими" с
другой (t==ll,0; P<0,001). Аналогичное сравнение "соматических" и
"критических" дало значительное различие между ними (t=12,5; P<0,001) при
вдвое меньшей разнице с "некритическими" (t=5,0), что позволяет предположить
значительно более благоприятное течение реконвалесценции у пациентов
соматической реанимации в сравнении с хирургическими.
Помимо того, что хирургические реконвалесценты,
оперированные по поводу врождённых пороков развития, главным образом,
желудочно-кишечного тракта, имеют основания для аномального развития ЦНС в
процессе эмбриогенеза(развитие из одного листка), они переживают до-, интра- и
послеоперационный стресс, связанный со всеми видами агрессии, чего нет у
"соматических". Если реконвалесцентов соматической
реанимации объединяет, главным образом, перинатальное гипоксически-ишемическое
поражение, что можно было бы объединить под общим названием "перинатальной
энцефалопатии" (ПЭП), не выделяя особо такой диагноз и такую подгруппу в ряду
прочих (наряду с РЧСТ, ДН, ВУИ), то у реконвалесцентов хирургической реанимации
поражение более комплексное. В этой группе также имеют место гипоксия с
ишемией, экзо- и эндоин-токсикация, инфекция, но особую роль приобретает
нарушение функции пищеварительного аппарата на основе соответствующих пороков
развития: атрезия пищевода, пилоростеноз и врождённая кишечная непрходимость,
куда относятся атрезия кишечника, мальротация, болезнь Гиршпрунга,
неперфорированный анус (согласно классификации, приводимой H.M.Reyes,
D.Vidyasagar (1989). Кроме того, такие аномалии мышечной стенки, как
диафрагмальная грыжа, гастро-шизис и омфалоцеле также ведут к нарушению функции
пищеварительного аппарата из-за вовлечения его в процесс и недоразвития брюшной
полости. В статье "Взаимосвязь психиатрических и
желудочно-кишечных заболеваний" A.Fullwood и D.A.Drossman (1995) пишут: "Больший
риск психиатрической ко-морбидности, наряду с большим нарушением психосоциальной
адаптации, наблюдается при функциональных кишечных расстройствах у
соответствующей группы пациентов по сравнению с общей популяцией. С другой
стороны, некоторые исследования показывают более высокую частоту функциональных
кишечных нарушений у пациентов с психиатрическими диагнозами". Далее делается
вывод о существенном влиянии этой взаимосвязи на клинические проявления болезней
и исход. В работе анализируется гипотеза о функциональных расстройствах ЖКТ по
причине нарушения церебро-интестинальной нервной регуляции по системе постоянно
действующей обратной связи, причём как психиатрические больные, так и пациенты с
желудочно-кишечными заболеваниями имеют сниженный порог чувствительности этой
системы к различным стимулам, что выражается кишечной гипермотильностью и
изменениями ЭЭГ. В итоге снижается психосоциальная адаптация и качество жизни
тех и других, причём пациенты с нарушением функции пищеварительного аппарата в
94% случаев приобретают психиатрическую патологию с доминированием разного рода
депрессивных состояний и фобий. Как показывают те же авторы, предрасполагающие
факторы возникают в раннем возрасте, нарастая в процессе взросления.
У исследованного нами контингента, особенно с аномалиями в
аноректальной зоне, несомненным является сочетание органических и функциональных
причин, которые с одной стороны создают трудности с лечением и последующей
реабилитацией, но с другой делают реабилитацию возможной психотерапевтическими
и рефлексотерапевтическими методами (А.И.Нахимовский. 1983; И.А. Комиссаров.
1996).
ВЫВОДЫ:
1. Нет сомнений в перспективности
неотложной перинатальной медицины не только в плане ВИТАЛИЗМА, т.е. простого
жизнеспасения, или даже ОБЪЕКТИВИЗМА - степени излечения, но и в главном для
современного общества критерии успешности лечебно-реабилитационного пособия - в
КАЧЕСТВЕ ЖИЗНИ выживших, которое является вполне удовлетворительным для
жизненного функционирования реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации
даже при отсутствии их систематизированной реабилитации.
2. Качество жизни реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации ниже такового в общей популяции детей и
подростков аналогичного возраста как на основании самооценки (в среднем на 11% с
характеристикой суммарного интегрального показателя QOL: "Ниже нормы"), так и
экспертной оценки (в среднем на 24% с характеристикой суммарного интегрального
показателя QOL: "Низкий") при средней разнице между самооценкой и экспертной
оценкой 13%. 3. Самооценка по
модифицированной нами шкале Пирс-Харрис у детей предподросткового и
подросткового возраста является адекватным инструментом измерения QOL.
4. Качество жизни реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации отстаёт от QOL детей из общей популяции по
всем интегральным составляющим самооценки и, особенно, экспертной оценки: по
"Я-концепции", социальной компетенции, медицинским проблемам, физическому
развитию, повседневной жизненной активности, психосоциальному и
нейропсихологическому статусу. 5.
Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации имеет
возрастные особенности как по методике исследования, так и по возрастной
динамике: у детей в возрасте до 10 лет возможна только экспертная оценка QOL; в
возрасте до 5 лет включительно наиболее низкие показатели QOL имеют место у
реконвалесцентов первых 12-16 недель жизни, возрастая к двухлетнему s возрасту
до уровня близкого к норме и вновь снижаясь к 3 и 5 годам; в возрасте 7 лет
экспертная оценка QOL остаётся низкой с прогрессивным нарастанием в 10 и 12 лет
до максимума в 14, но так и не достигая нормы.
6. Критическими возрастными периодами по
динамике QOL у реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации следует
считать ранний (особенно 1 и 3-й годы жизни), дошкольный и младший школьный
возраст до 10 лет включительно. 7.
Качество жизни реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации находится в
определённой зависимости от пола: девочкам свойственна более объективная
самооценка, которая мало отличается от экспертной; у мальчиков при одинаковой с
девочками экспертной оценке самооценка превышает последнюю почти в 5 раз. Таким
образом, реконвалесценты женского пола более ранимы в плане QOL.
8. Качество жизни реконвалесцентов
неонатальной хирургии и ренимации зависит от тяжести состояния или от
реанимационного и хирургического риска в периоде новорожденности. что проявилось
в экспертной оценке, составив у реконвалесцентов, находившихся в критическом
состоянии "Очень низкую" величину (в среднем на 33% ниже нормы).
9. Качество жизни реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации зависит от заболеваний, послуживших причиной
госпитализации в реанимацию, радикальности связанного с ними лечения и
реабилитации. Наиболее низкие показатели самооценки и экспертной оценки QOL
отмечены в группе реконвалесцентов хирургической реанимации, оперированных по
поводу больших врождённых пороков развития (в среднем на 31% ниже нормы). Самыми
ранимыми в плане QOL оказались пациенты с врождённой кишечной непроходимостью,
в том числе с анамалиями в аноректальной зоне, а также дети, оперированные по
поводу пороков развития передней брюшной стенки и диафрагмы. Основными
проблемами, снижающими их качество жизни, оказались низкий уровень здоровья и
физического развития с приоритетом нарушения функции пищеварения, контроля
дефекации и мочеиспускания, а также патологический психоневрологический статус
на уровне пограничных, преимущественно астенических состояний.
10. Пациенты неонатальной соматической
реанимации в сравнении с хирургическими показали более благоприятное течение
реконвалесценции в отдалённом периоде как по самооценке, так и по экспертной
оценке QOL, хотя последняя по всем интегральным показателям оказалась "Ниже
нормы" по отношению к детям того же возраста из общей популяции в среднем на
15%. Это отставание происходит, главным образом, за счёт параметров здоровья,
физического развития и нейропсихологического статуса, что, по всей вероятности,
является следствием пе-ринатальной энцефалопатии смешанного генеза и клинически
проявляется в форме ММД. 11.
Реконвалесценты неонатальной хирургии и реанимации имеют нарушения
медико-физикальных, психосоциальных и нейропсихологических параметров, снижающих
качество их жизни. Успешная реабилитация возможна при условии ранней и
непрерывной коррекции с учётом возраста, половых, типологических и
нозологических особенностей, часть из которых изложена в работе. Полученные
данные могут служить одной из предпосылок к ее созданию для повышения
эффективности неотложной перинатальной медицины.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Органы управления здравоохранением
должны обратить особое внимание на развитие перинатальной неотложной медицины,
как на ещё не вполне использованный резерв не только снижения детской
смертности, но и сохранения для семьи и общества вполне социально компетентных
членов, в том числе из рекон-валесцентов неонатальной хирургии и реанимации.
2. Для дальнейшего повышения
эффективности неотложной перинатальной медицины дети, перенесшие большие
хирургические операции и реанимацию в периоде новорожденности, нуждаются в
постоянном диспансерном наблюдении врачей-специалистов (как минимум, педиатров,
детских хирургов, невропатологов, психотерапевтов), а также психологов,
педагогов, реабилитологов и социальных работников.
3. Контроль качества жизни (QOL) у детей
должен проводится комплексно во всех возрастных группах посредством экспертной
оценки медико-соматического статуса, социальной компетенции во всех сферах
жизнедеятельности, психологических и нейропсихологических параметров с
добавлением тестов самооценки, начиная с 10-летнего возраста.
4. Информативными и простыми для
освоения методами оценки QOL являются у детей раннего возраста исследование
коэффициента и профиля развития по Гезеллу, а у детей всех возрастных периодов
социометрия по Доллу в нашей модификации.
5. Начиная с 10-летнего возраста
исследование QOL традиционным для измерения качества жизни методом самооценки,
в частности, по модифицированной нами шкале Пирс-Харрис. Кроме того, полезным
дополнением к этому традиционному исследованию QOL в периоде взросления явится
экспертная оценка таких нейропсихологических параметров, как интеллект,
внимание, память, логическое мышление доступными методами.
6. Методы исследования развития по
Гезеллу, Доллу, Озерецкому-Гельницу, а также нейропсихологические тесты Бёрча,
Равена, Лурия, Коломинского, а также дихотическое выслушивание цифровых и
словесных парадигм являются не только диагностическими, но и тренирующими, что
необходимо использовать в реабилитации.
7. Комплексное исследование интеллекта
по Векслеру, по нашему мнению и опыту, имеет особую ценность только для
индивидуальной работы. 8. Основной
принцип диагностики и реабилитации - раннее вмешательство, имея в виду
критические возрастные периоды: 1, 3, 5, 7. 10 лет, - с желательным началом
работы в как можно более раннем возрасте.
9. Кратность контроля и коррекции с
ориентацией на рекомендуемые методики в течение первого года жизни должна
составлять каждые 3 месяца, в течение второго года - каждые 6 месяцев и,
начиная с третьего года жизни - ежегодно.
10. Врачам неонатологам, детским
хирургам и реаниматологам обратить особое внимание на предупреждение и
своевременное эффективное устранение гипоксии и голодания, которые являются
основными факторами, вызывающими субклиническую морфо-функциональную
церебральную недостаточность как в остром периоде, так и в периоде
реконвалесценции, особенно ранней. 11.
Планируя диспансеризацию и реабилитацию и формируя группы коррекции, помимо
критических возрастных периодов, надо учитывать как факторы повышенного риска
снижения QOL: критическое состояние и большие операции в периоде
новорожденности, особенно по поводу кишечной непроходимости и больших дефектов
передней брюшной стенки и диафрагмы, а также перинатальную энцефалопатию
различного генеза, усугубленную внутриутробной инфекцией; фактором, повышающим
риск следует считать также женский пол.
СПИСОК РАБОТ,
ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:
1. Особенности развития и школьная
зрелость детей из группы высокого нео-натального риска // Материалы к семинару
работников здравоохранения, образования и социальной защиты семьи, материнства
и детства "Психологические и этические проблемы детства". С.Петербург, 1993.-
С.45-51. (соавт. Ю.С.Александрович. Р.Г.Рахматуллина).
2. Катамнез новорожденных высокого
хирургического и реанимационного риска // Материалы XXII научной сессии НИИ
акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН "Актуальные вопросы физиологии и
патологии репродуктивной функции женщины". С.Петербург, 1993.-С.46-47. (соавт.
Ю.С. Александрович). 3. Нейрон
нтегративное развитие детей, подвергшихся оперативным вмешательствам и
интенсивной терапии в неонатальном периоде // Тез. докл. 1 нац. конгресса по
профилактической медицине, 17-21 мая 1994.-Г. С.-Петербург, 1994.-т. 1 .-С.6.
(соавт. Ю.С.Александрович). 4.
Кранио-ростовой индекс как возможный критерий отставания морфологи-^ ческого
развития головного мозга детей, перенесших интенсивную терапию и/или реанимацию
в периоде новорожден ности // Тез. докл. 1 нац. конгресса по профилактической
медицине, 17-21 мая 1994.-Г. С.-Петербург, 1994.-Т.1.-С.86-87. (соавт. Ю.В.
Куличкин, Ю.С.Александрович, Я.Н.Бобко).
5. Развитие детей с отягощенным
перинатальным анамнезом // Тез. докл. 1 нац. конгресса по профилактической
медицине, 17-21 мая 1994.-г.С.-Петербург, 1994.-Т.З.-С.80. (соавт.
Х.С.Шаидханова, Ю.С.Александрович). 6.
Динамика моторного развития детей с перинатальными факторами риска в анамнезе //
Материалы XXIII научной сессии НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН
"Актуальные вопросы физиологии и патологии репродуктивной функции женщины".
С.Петербург, 1994.-С. 24-25. (соавт. Ю.С. Александрович).
7. Развитие детей, перенесших в периоде
новорожден нсоти хирургическую и реанимационную агрессию // Диагностика и
лечение.-1995.-N3.-(9-10).-C.9-19. (соавт. Ю.С.Александрович).
8. Физическое развитие реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации в начальном пубертатном периоде // Впервые в
медицине. -Санкт-Петербург.-1995.-N 2-3.-С.94. (соавт. Ю.В.Куличкин,
Ю.С.Александрович, Я.Н.Бобко, Е.А.Лизунова).
9. Антропометрический профиль
реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации в препубертатном периоде //
Впервые в медицине. -Санкт-Петербург.-1995.-N2-3.-C.95. (соавт. Ю.В.Куличкин,
Ю.С.Александрович, Я.Н.Бобко. О. В. Голощапов).
10. Влияние промышленного загрязнения
окружающей среды на частоту развития врожденных пороков у детей // Впервые в
медицине.-Санкт-Петербург.-1995.-N2-3.-C.95. (соавт. Ю.В.Куличкин, Н.А.Татарова,
В.А.Рындин). 11. Качественно
недостаточное питание беременных с метгемоглобинемией как фактор перинатального
риска // Впервые в медицине.-Санкт-Петербург.-1995.-N2-3.-C.96. (соавт.
Ю.В.Куличкин, В.А.Рындин, Е.А.Островская, Н.А.Татарова).
12. Антропометрия и социометрия детей,
перенесших хирургическую и/или соматическую агрессию в раннем неонатальном
периоде // Тез. докл. региональной научно-практической конференции "Проблемы
оптимизации образа жизни и здоровья человека". С.Петербург. 1995.-С.163. (соавт.
В.А.Рындин, Р.Г.Рахматуллина, Ю.В.Куличкин, Г.А.Суслова). V 13. Диагностика
нейроинтегративного развития и школьная зрелость у рекон-валесентов неонатальной
хирургии и реанимации // Новые технологии в педиатрии. Материалы конгресса
педиатров России. Москва. 1995. - С. 136-137. (соавт. Ю.С.Александрович).
14. Понятие "КАЧЕСТВО ЖИЗНИ" в
педиатрии: новый термин или новый инструмент?! // Материалы научно-практической
конференции "Пери катальные факторы риска и последующее развитие детей".
С.Петербург. 1995-.С.З-5. (соавт. М.В.Неженцев, В.И.Гузева, И.М.Воронцов,
Н.Г.Веселов, Э.В.Ульрих). 15. Дефицит
внимания - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии
и реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные
факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.5-7. (соавт.
Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева). 16.
Дефицит памяти - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной
хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции
"Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург.
1995-.С.7-8. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева).
17. Дефицит мышления -
нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и
реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы
риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.8-9. (соавт.
Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева). 18.
Дефицит общего интеллекта - нейропсихологическая проблема реконвалесцентов
неонатальной хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции
"Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург.
1995-.С.9-11. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева).
19. Дефицит школьного интеллекта -
нейропсихологическая проблема реконвалесцентов неонатальной хирургии и
реанимации // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы
риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.11-12. (соавт.
Р.Г.Рахматуллина, - С.А.Алексеев). 20.
Социальная компетенция - жизненная проблема реконвалесцентов неонатальной
хирургии и реанимации // Материалы научно-практической конференции
"Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург.
1995-.С.13-15. (соавт. Р.Г.Рахматуллина, В.И.Гузева, И.М.Воронцов, Н.Г.Веселов,
Ю.С.Александрович). 21. Делинквентность
подростков: возможная связь с морбидностыо и перинатальными факторами риска //
Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и
последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.15-17. (соавт.
А.И.Нахимовский, В.В.Шишков, Ю.В.Куличкин. Х.С.Шаидханова, С.А.Алексеев).
22. Оперативный риск у новорожденных с
пороками развития пищеварительного тракта и передней брюшной стенки //
Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы риска и
последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.17-18. (соавт. Э.В.Ульрих,
Э.К.Цыбулькин, Х.С.Шаидханова, В.А.Любименко).
23. Психомоторное развитие
реконвалесцентов неонатальной хирургии и реанимации на протяжении первого
полугодия жизни // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные
факторы риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.19. (соавт.
Л.В.Клыпина). 24. Перинатальные факторы
риска у реконвалесцентов хирургической и соматической реанимации // Материалы
научно-практической конференции "Перин атальные факторы риска и последующее
развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.20-21. (соавт. Л.В.Клыпина).
25. Перинатальные факторы риска и
развитие детей первого полугодия жизни // Материалы научно-практической
конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей".
С.Петербург. 1995-.С.21-22. (соавт. Л.В.Клыпина).
26. Оценка психомоторного развития детей
до 3-х лет // Материалы научно-практической конференции "Перинатальные факторы
риска и последующее развитие детей". С.Петербург. 1995-.С.22-23. (соавт.
Л.В.Клыпина). ^ 27. ЭЭГ у детей, перенесших хирургические вмешательства и/или
реанимацию в периоде новорожденности // Материалы научно-практической
конференции "Перинатальные факторы риска и последующее развитие детей".
С.Петербург. 1995-.С.23-24. (соавт. В.Е.Ироносов, Ю.С.Александрович,
В.А.Атаманов). 28. Клинико-экономические
аспекты неонатальной хирургии и реанимации // Тез. докл. межрегиональной
научно-практической конференции "Анестезиолог-реаниматолог на рынке медицинских
услуг". С.Петербург. 1995.-С.6, (соавт. Х.С.Шаидханова).
29. Нейроантропометрия как инструмент
определения качества жизни рекон-валесцентов неонатальной реанимации // Тез.
докл. межрегиональной научно-практической конференции "Анестезиолог-реаниматолог
на рынке медицинских услуг". С.Петербург. 1995.-С.ЗЗ-34, (соавт. Ю.В.Куличкин,
Ю.С.Александрович, Р.Г.Рахматуллина).
30. Оптимальное использование
наркотических анальгетиков в родах // Тез. докл. межрегиональной
научно-практической конференции "Анестезиолог-реаниматолог на рынке медицинских
услуг". С.Петербург. 1995.-С.24-25, (соавт. Н.В.Нефедов, Ю.В.Куличкин, *
С.В.Черняховская, Ю.С.Александрович; Н.А.Татарова).
31. Шкала Пирс-Харрис модифицированная
// Методические рекомендации.-С.Петербург.-1995.-16 с. (соавт.
Ю.С.Александрович, Х.С.Шаидханова). 32.
15 - факторная личностная шкала // Методические рекомендации.-С. Петербург."
1995.-24 с. (соавт. В.В.Шишков, А.И.Нахимовский, Ю.С.Александрович).
33. Шкала измерения социальной
компетенции Долла модифицированная (ШИСКДМ) // Методические
рекомендации.-С.Петербург.-1996.-16с. (соавт. Р.Г.Рахматуллина,
Л.В.Клыпина,Ю.С.Александрович, В.В.Шишков, Ю.В.Куличкин).
РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Протокол записи результатов теста
определения нейросенсорной интеграции (N1417 От 29.12.92. СПбПМИ. Соавт:
Ю.С.Александрович). 2. 15-факторный
характерологический анализ (N1413 От 28.04.92. СПбПМИ. Соавт: В.В.Шишков).
3. Универсальная модель устройства
лечебно-методического кабинета "Кафедры психотерапии и медицинской психологии"
(N1415 От 12.11. 92. СПбПМИ. Соавт. В.В.Шишков).
|