САЙТ КАФЕДР АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ
И НЕОТЛОЖНОЙ ПЕДИАТРИИ
Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета
>НАУКА>О КОНФЕРЕНЦИИ>МАТЕРИАЛЫ

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЕЙ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ НЕОНАТАЛЬНУЮ РЕАНИМАЦИЮ

Ахмадеева Э.Н., Валиуллина А.Я.
ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», г. Уфа

   Целью настоящего исследования явилось изучение здоровья детей, перенесших неонатальную реанимацию, и оценка социально-психологического статуса их семей. Под нашим наблюдением находилось 106 детей с периода новорожденности до трех-пяти лет, перенесших реанимацию и интенсивную терапию в раннем неонатальном периоде (основная группа). Из них катамнез до трех лет изучен у 85 детей, от трех до пяти лет – у 21 ребенка. Контрольную группу составили 30 детей от 0 до 5 лет, родившихся в удовлетворительном состоянии, и выписанных из родильного дома без заболеваний.
   В ходе нашего исследования дети основной группы были поделены на три подгруппы в зависимости от здоровья детей и исходов неонатальной помощи к концу первого года жизни. Дети с ограниченными возможностями составили 1-ю группу - 37(34,9%), пациенты с функциональными изменениями ЦНС – 2-ю группу - 49 (46,2%), в 3-ю группу вошли 20 (18,9%) практически здоровых детей.
   К первой группе были отнесены пациенты с выраженной задержкой психоречевого развития, нарушением мелкой моторики и двигательной активности (ДЦП, резидуально-органические изменения головного мозга). Во второй группе наблюдались дети с малыми мозговыми дисфункциями (ММД). В третью группу вошли дети, у которых не отмечалось жалоб, не выявлено неврологической и соматической патологии.
   В нашем исследовании акцент сделан на оценку влияния психосоциальных факторов семьи в формировании психоневрологической инвалидности детей, которые в период новорожденности перенесли неонатальную реанимацию. У исследуемых детей подробно изучены состав семьи, уровень образования родителей, форма брачно-семейных отношений, психологическая обстановка в семье, мотивация материнства.
   В первой группе детей с ограниченными возможностями на момент рождения ребенка брак был зарегистрирован у 18 (56,2%) матерей, во второй группе детей с ММД - у 23 (51,1%), в третьей группе -у 15 (75,0%), в контрольной группе - у 26(86,7%). Число матерей-одиночек было одинаково в первой 6 (18,7%) и во второй 8 (17,7%) группах, в третьей группе и в контроле - значительно меньше – соответственно 2(10,0%) и 1(3,3%) мать.
   Незарегистрированное сожительство родителей наблюдалось больше всего во второй группе – у 14 (31,1%) матерей, в первой – у 8 (25,0%), меньше - в третьей группе - у трех (15,0%) и в контроле - у 3(10,0%) матерей. Характер брачно-семейных отношений в исследуемых семьях представлен в табл. 1.

   Таблица 1 Структура брачно-семейных отношений матерей

Брак
Основная группа детей
Контроль
первая
вторая
третья
 
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
 
Законный
18*
56,2
23**
51.1
15
75,0
26
86,7
Одиночество
6
18,7
8
17,7
2
10,0
1
3,3
Незарег. сожит.
8
25,0
14
31,1
3
15,0
3
10,0

   *р<0,05 достоверная разница по отношению к контролю
   **р<0,01 достоверная разница по отношению к контролю

   Полученные данные свидетельствуют о том, что только половина детей в группе с ограниченными возможностями (1 группа) и четверть в группе детей с ММД (2 группа) родились в законном браке. Большой процент детей в этих группах родились у матерей-одиночек, тогда как в контроле и в 3-й группе детей абсолютное большинство матерей были в законном браке.
   Обращает на себя внимание то, что у большинства матерей у детей основной группы социальный анамнез был отягощен низким образовательным уровнем. Частота высшего образования у матерей основной группы была очень низкой: в первой группе детей с ограниченными возможностями - у 10 (27,1%) матерей, во второй группе детей с ММД – у 12(24,5%) и в третьей группе практически здоровых детей - у 6(30,0%) матерей. В контрольной группе детей этот процент составил 70,0% (21 мать). Средне-специальное образование имели в первой группе 21 (56,7%) мать, во второй - у 31(72,1%), в третьей - 13 (65,0%) женщин, в группе контроля - лишь 8 (26,7%) матерей. Среднее образование имели 6 (16,2%) матерей в первой группе, 6 (12,4%) во второй группе, 1 (5,0%) мать в третьей группе. Образовательный уровень матерей исследуемых детей представлен на рис.1.

Распределение матерей исследуемых групп по уровню образования

   Рис.1 Распределение матерей исследуемых групп по уровню образования.

   Как видно из рисунка, процент наличия среднего образования в группе детей с ограниченными возможностями наибольший. Высшее образование встречается чаще у матерей контрольной группы (р<0,001). Достоверных различий в уровне образования между матерями 1, 2 и 3 групп не выявлено (р>0,05).

   Таблица 2 Структура состава семьи детей перенесших неонатальную реанимацию.

Состав семьи
Основная группа детей
Контроль
первая
вторая
третья
 
Абс.
%
Абс.
%
Абс.
%
 
Полная
9***
24,3
28***
57,2
17
85,0
28
93,3
неполная
28**
75,7
21*
42,8
3
15,0
2
6,7

   ***р 0,001 достоверные различия между 1 и контролем, 2 и контролем, 1 и 3
   **р 0,01 достоверные различия между 1 и 2
   *р 0,05 достоверные различия между 2 и 3

   При анализе состава семьи детей, перенесших неонатальную реанимацию, выявлено, что на момент рождения ребенка в первой группе полную семью имели 9 (24,3%) детей, неполную – 28 (75,7%), во второй группе - соответственно 28(57,2%) и 21(42,8%) ребенок (р<0,01), в третьей - соответственно 17 (85,0%) и 3(15,0%) (р<0,05). В контрольной группе 28 (93,3%) детей имели полную семью и лишь у 2 (6,7%) детей состав семьи был не полным. Достоверных различий в составе семьи в группе практически здоровых детей и детей контрольной группы нами не выявлено.
   Структура состава семьи детей, перенесших неонатальную реанимацию, представлена в табл. 2.
   Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в семьях с низким социальным уровнем (у матерей-одиночек, у матерей с низким образовательным уровнем, в неполных семьях) дети имеют повышенный риск возникновения перинатальной патологии, требующей реанимации в родильном зале, интенсивной терапии и реанимационной помощи в раннем неонатальном периоде. Большой процент этих детей в последующем развитии имеют стойкие органические изменения центральной нервной системы (35,0%) и минимальные мозговые дисфункции (46, 2%). В этой связи, помимо мероприятий по профилактике перинатальной патологии, возникает необходимость в разработке программ ранней реабилитации и диспансеризации этого контингента детей, направленных на снижение тяжести последствий неонатальной патологии и частоты инвалидизации с раннего детства.





Внимание! Кафедра проводит первичную специализацию по анестезиологии-реаниматологии для отдельных категорий врачей!
Путевки на циклы можно заказать по телефону деканата 8-(812)-416-52-25



5 марта 2019 г.
Приглашаем вам принять участие в Научно-практическом курсе "Белые ночи регионарной анестезии" 13-14 июня 2019 и в Практическом курсе "Белые ночи регионарной анестезии" 15 июня 2019, Санкт-Петербург.


16 авгста 2018 г.
В раздел "наука" - "план конференций" добавлена информация о Международном симпозиуме "Критические состояния у детей, который пройдет 25-27 сентября 2018 год в Санкт-Петербурге.


12 марта 2018 г.
В разделе "Учеба" размещена информация о XI Международном образовательном курсе по регионарной анестезии «Белые Ночи регионарной анестезии», который пройдет в Санкт-Петербурге 11 - 13 июня 2018


9 января 2018 г.
В раздел "Учеба" добавлен учебно-производственный план ФП и ДПО на 2018 год.


10 мая 2017 г.
В раздел "публикации которые вы можете приобрести" добавлена новая книга "Позвоночно-спинномозговая травма у детей" Баиндурашвили А.Г., Виссарионов С.В., Александрович Ю.С., Пшениснов К.В.


25 апреля 2017 г.
В раздел "нормативные документы" добавлен Приказ МинТруда РФ №306Н от 27.03.2017 Г Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый”


24 апреля 2017 г.
В раздел "публикации в периодических изданиях" добавлена статья Сердечно-легочная реанимация в педиатрической практике: основы и изменения 2015 года


11 апреля 2017 г.
Значительно пополнен раздел "Публикации в периодических изданиях"


14 марта 2017 г.
Приглашаем Вас принять участие в IX Всероссийском междисциплинарном научно-практическом Конгрессе с международным участием «Педиатрическая анестезиология и интенсивная терапия. V Михельсоновские чтения», который пройдет 7-10 октября 2017 года в Санкт-Петербурге.


8 февраля 2017 г.
В разделе "библиотека и интернет" размещена книга "КАРМАННЫЙ СПРАВОЧНИК. Оказание стационарной помощи детям, издание ВОЗ"






anaesthsoftware.com





Сайт Педиатрического Медицинского Университета

Диагностические исследования в СПб: ЭЭГ головного мозга с расшифровкой и ЭКГ сердца с расшифровкой на базе кафедры нормальной физиологии СПбГПМУ





Сайты Всемирной федерации, континентальных обществ и федерации, ассоциаций, кафедр и отделений анестезиологии и реаниматологии России.





Яндекс цитирования







ЗАО Лана-Медика
Медицинское оборудование, Кардиолан,
Спиролан, производство и продажа
www.lanamedica.ru






© Кафедра анестезиологии-реаниматологии и неотложной педиатрии СПбГПМУ 2003-2019
Перепечатка материалов сайта возможна только с письменного согласия!